Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. Отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребёнка, но и к снижению уровня активности взрослого.
В процессе общения, под влиянием окружающих, не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развития произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «Я» и ощущение его тождественности, осваиваются приёмы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т.п.
А учитывая, что личность во многом формируется и развивается именно в семейной среде, исследование межличностных отношений в этой «ячейке общества» приобретает дополнительную значимость. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Целью данной дипломной работы является анализ межличностных отношений в семье.
Глава 3:
В качестве контрольной методики нами была составлена контрольная анкета - опросник причин супружеского конфликта, смысл которой заключается в том, что все вопросы сформулированы таким образом, что причины возникновения конфликтов условно можно градировать по возрастающей от незначительных до наиболее тяжёлых.
Список вопросов:
1. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) задержался при возвращении с работы?
2. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что в доме давно не проводилась уборка либо ремонт?
3. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) на улице обратил повышенное внимание на лицо противоположного пола?
4. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что на супруга (у) на улице обратил (а) повышенное внимание лицо противоположного пола?
5. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) не уделяет достаточного внимания своему внешнему виду?
6. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) проводит с друзьями (подругами) больше времени, чем с вами?
7. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что финансовое состояние семьи далеко не благополучно?
8. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что часто возникают ситуации подозрения измен в изменах, причём не всегда беспочвенные?
9. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что в семье часто используется физическая сила для разрешения конфликта?
10. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) периодически злоупотребляет спиртными напитками.
При этом семьям начисляется за каждый ответ «да» один балл, а за ответ «нет» 0 баллов. При этом, чем большем количестве вопросов ответ «да» и, как следствие, выше арифметическая сумма баллов, тем более конфликтна семья и тем менее выражена степень удовлетворённости браком.
Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные выше методики. Следует отметить, что тестирование проводилось раздельно, после чего у супругов находился средний балл по формуле (Х + У) : 2, где Х – показатели супруга, У – показатели супруга, а 2 – число людей в семье, принявших участие в тестировании.
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ межличностных отношений в семье.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть исследование межличностных отношений в психологии.
3. Проанализировать межличностные отношения в семье.
4. провести эмпирическое исследование супружеских конфликтов.
Предметом исследования был анализ межличностных отношений в семье.
Объектом исследования выступали индивиды в процессе межличностных отношений в семье.
Гипотеза: в однонациональных семьях супружеский конфликт протекает в условиях меньшей общей удовлетворённости браком, чем в разнонациональных семьях.
По итогам дипломного исследования следует отметить, что психологическая наука очень серьёзно и много занимается диагностикой и последней коррекцией отклонений возникающих в межличностных отношениях. В масштабах жизнедеятельности человека общение является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности.
Общение как межличностное взаимодействие представляет собой совокупность связей и взаимовлияний, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной деятельности. Регулятором этих связей являются вырабатываемые в любом обществе социальные нормы – определённые образцы, регламентирующие поведение людей.
Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство.