Дипломная по теме: Межличностные отношения в семье

Название работы: Межличностные отношения в семье

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

51 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. 6

1.1. Общение и его составляющие; виды общения. 6

1.1.1. Общение и его составляющие 6

1.1.2. Виды общения 6

1.2. Функции общения. 7

1.3. Общение как межличностное взаимодействие. 9

1.3.1. Специфика общения как межличностного взаимодействия 9

1.3.2. Межличностные взаимоотношения как психологический фактор развития человека. 9

Выводы по главе 10

ГЛАВА II. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ 12

2.1. Сущность семьи как социально-психологического феномена 12

2.1.1. Функции семьи 12

2.1.2. Структура семьи 14

2.1.3. Динамика семьи. 14

2.2. Межличностные отношения родителей с ребёнком 16

2.2.1. Диалог 16

2.2.2. Принятие 18

2.2.3. Независимость ребенка. 20

2.3. Супружеский конфликт 22

2.3.1. Факторы супружеского конфликта 22

2.3.2. Сущность супружеских взаимоотношений 25

2.4. Взаимоотношения между родственниками 28

2.5. Методы коррекции семейных отношений 30

Выводы по главе 33

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 35

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 35

3.2. Организация и методика исследования 37

3.2.1. Выявление предрасположенности супругов к конфликтности К. Томаса. 37

3.2.2. Изучение степени удовлетворенности браком 38

3.2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре. 39

3.2.4. Анкета - опросник причин супружеского конфликта 40

3.3. Результаты и выводы 41

3.4. Рекомендации для профилактики супружеских конфликтов 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. Отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребёнка, но и к снижению уровня активности взрослого.

В процессе общения, под влиянием окружающих, не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развития произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «Я» и ощущение его тождественности, осваиваются приёмы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т.п.

А учитывая, что личность во многом формируется и развивается именно в семейной среде, исследование межличностных отношений в этой «ячейке общества» приобретает дополнительную значимость. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Целью данной дипломной работы является анализ межличностных отношений в семье.

Глава 3:

В качестве контрольной методики нами была составлена контрольная анкета - опросник причин супружеского конфликта, смысл которой заключается в том, что все вопросы сформулированы таким образом, что причины возникновения конфликтов условно можно градировать по возрастающей от незначительных до наиболее тяжёлых.

Список вопросов:

1. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) задержался при возвращении с работы?

2. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что в доме давно не проводилась уборка либо ремонт?

3. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) на улице обратил повышенное внимание на лицо противоположного пола?

4. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что на супруга (у) на улице обратил (а) повышенное внимание лицо противоположного пола?

5. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) не уделяет достаточного внимания своему внешнему виду?

6. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) проводит с друзьями (подругами) больше времени, чем с вами?

7. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что финансовое состояние семьи далеко не благополучно?

8. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что часто возникают ситуации подозрения измен в изменах, причём не всегда беспочвенные?

9. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что в семье часто используется физическая сила для разрешения конфликта?

10. Может ли причиной конфликта в вашей семье послужить то, что супруг (а) периодически злоупотребляет спиртными напитками.

При этом семьям начисляется за каждый ответ «да» один балл, а за ответ «нет» 0 баллов. При этом, чем большем количестве вопросов ответ «да» и, как следствие, выше арифметическая сумма баллов, тем более конфликтна семья и тем менее выражена степень удовлетворённости браком.

Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные выше методики. Следует отметить, что тестирование проводилось раздельно, после чего у супругов находился средний балл по формуле (Х + У) : 2, где Х – показатели супруга, У – показатели супруга, а 2 – число людей в семье, принявших участие в тестировании.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ межличностных отношений в семье.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть исследование межличностных отношений в психологии.

3. Проанализировать межличностные отношения в семье.

4. провести эмпирическое исследование супружеских конфликтов.

Предметом исследования был анализ межличностных отношений в семье.

Объектом исследования выступали индивиды в процессе межличностных отношений в семье.

Гипотеза: в однонациональных семьях супружеский конфликт протекает в условиях меньшей общей удовлетворённости браком, чем в разнонациональных семьях.

По итогам дипломного исследования следует отметить, что психологическая наука очень серьёзно и много занимается диагностикой и последней коррекцией отклонений возникающих в межличностных отношениях. В масштабах жизнедеятельности человека общение является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности.

Общение как межличностное взаимодействие представляет собой совокупность связей и взаимовлияний, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной деятельности. Регулятором этих связей являются вырабатываемые в любом обществе социальные нормы – определённые образцы, регламентирующие поведение людей.

Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство.

Похожие работы на данную тему