Дипломная по теме: Интегративный подход к проблемам семьи

Название работы: Интегративный подход к проблемам семьи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

104 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ КАК ФЕНОМЕНЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМАЦИИ 6

1.1. СЕМЬЯ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМАЦИИ 6

1.2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ 10

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ. 12

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 16

2.1 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ КАК ОБЪЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 16

2.2.СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ 27

2.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 30

ГЛАВА III.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 38

3.1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЭФФЕКТИВНОМ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЬИ И БРАКА. 38

3.2. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 40

3.3. ТЕОРИИ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 49

ГЛАВА IV. ПСИХОЛОГО-КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 67

4.1. СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 67

4.2. РАЗВОД КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПСИХОЛОГО-КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. 74

4.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА РАЗВОДА 76

ГЛАВА V. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. 80

5.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. 80

5.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТИМОЛОГИИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. 81

5.3. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100

Выдержка:

Введение

Актуальность данной проблематики обусловлена высокой значимостью семьи как малой социальной группы в современном социуме, которая на настоящий момент в своём существовании и функционировании имеет значительное количество негативных тенденций, причём различной этимологии. Именно в связи с мультидиапазонностью негативных тенденций в семье столь большую актуальность приобретает интегративный подход к её проблемам, как подход, позволяющий отойти от стереотипности рассмотрения данной проблематики в рамках какого-либо одного научно-исследовательского направления и, напротив, диктующий необходимость анализа семейной проблематики в междисциплинарном взаимодействии. В данной дипломной работе нами будет проведено интегративное исследование проблематики семьи в рамках важнейших направлений системы психологических знаний.

Целями данной работы являются:

1. Рассмотрение общего представления о семье как феномене общественной формации.

2. Рассмотрение вопроса о психолого-педагогических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.

3. Рассмотрение вопроса о социально-психологических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.

4. Рассмотрение вопроса о психолого-конфликтологических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.

5. Проведение практического исследования этимологии супружеских конфликтов.

На основе данных целей нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие семьи

2. Рассмотреть функции семьи как феномена общественной формации.

3. Рассмотреть вопрос о классификации семей.

4. Рассмотреть вопрос об особенностях взаимодействий и взаимоотношений родителей и детей в семье как объекте психолого-педагогической работы.

5. Рассмотреть вопрос о семье как факторе деструктивного воспитания

6. Рассмотреть вопрос о психолого-педагогической работе с семьёй.

7. Рассмотреть вопрос о роли социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.

8. Рассмотреть вопрос о социально-психологических исследованиях супружеских отношений.

9. Рассмотреть вопрос о теории семейных систем в социальной психологии.

10. Рассмотреть вопрос о семейном конфликте, его сущности и механизмах возникновения.

11. Рассмотреть вопрос о разводе как важнейшем психолого-конфликтологическом феномене

12. Рассмотреть вопрос об особенностях психолого-конфликтологического феномена развода.

13. Провести практическое исследование, направленное на выявление этимологии супружеских конфликтов.

Структура данной дипломной работы:

Предлагаемая нами работа состоит из введения, четырёх взаимосвязанных между собой глав, заключения и списка литературы.

В главе I. «Общее представление о семье как феномене общественной формации» мы рассматриваем следующие вопросы:

1. Семья как феномен общественной формации.

2. Функции семьи как феномена общественной формации.

3. Классификация семей.

В главе II. «Психолого-педагогические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:

1. Особенности взаимодействий и взаимоотношений родителей и детей в семье как объекте психолого-педагогической работы.

2. Семья как фактор деструктивного воспитания.

3. Психолого-педагогическая работа с семьёй.

В главе III «Социально-психологические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:

1. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.

2. Социально-психологические исследования супружеских отношений.

3. Теория семейных систем в социальной психологии.

В главе IV. «Психолого-конфликтологические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:

1. Семейный конфликт, его сущность и механизмы возникновения.

2. Развод как важнейший психолого - конфликтологический феномен.

3. Особенности психолого - конфликтологического феномена развода.

В главе V «Практическое исследование этимологии супружеских конфликтов» мы формируем гипотезу о том, что конфликтные ситуации в сфере удовлетворения потребностей супругов имеют этимологию рассогласованности экспектаций супругов относительно реализации взаимопотребностей и экспектаций по отношению к партнеру.

Предмет нашего исследования: нами рассматривается влияние рассогласованности экспектаций супругов относительно реализации взаимопотребностей и экспектаций по отношению к партнеру на возникновение конфликтных ситуаций в сфере взаимоудовлетворения потребностей супругов.

Объект: 14 семейных пар со значительным стажем семейной жизни.

Новизна данной дипломной работы заключается в применении интегративного подхода, рассматривающего междисциплинарные аспекты исследования семьи.

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности использования её материалов в практической деятельности психолога в работе с семьёй.

Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функциони¬рование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую тре¬бовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Об¬щий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе увлекательной совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфе¬ра, то необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса к активному отды¬ху: к труду на приусадебном участке, к туристическим похо¬дам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т. д. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каж¬дого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отноше¬ний внутрисемейной любви, которая придает семье черты ин¬дивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь вос¬питывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то психолог работает с эмоциональным на¬строем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гу¬манизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь — это проявление одновременно справедливости и требовательности, предостав¬ление ребенку самостоятельности и условий для самоутвержде¬ния.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии меж¬ду собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспи¬тательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в вос¬питании, то, следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

3. Армандо Р., Веселкова Е Вот Я —Новосибирск, 1998

4. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989.

5. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4.

6. Барнс ДжТ. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

7. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6.

8. Бодалев А.А , Столин В.В. Семья в психологической консультации — М , 1999 .

9. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

10. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.

11. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семья¬ми. — М.,1992.

12. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1993.

13. Бэндлер Р., ГриндерДж., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж, 1993.

14. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.

15. Гурко ТА. Программа социальной работы с неполными семья¬ми. — М„ 1992.

16. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

17. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

18. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.

19. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 1996.

20. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений. –М.,2002.

21. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.

22. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.

23. Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования патологической функциональной системы (феномен «Чикатило») // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.1.

24. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями боль¬ных алкоголизмом. — М., 1992.

25. Московская семья вчера, сегодня, завтра Информационно-методиче¬ский сборник —М.2002.

26. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.

27. О положение детей в Российской федерации Государственный доклад за 1999 год —М.,1999.

28. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

29. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.

30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2002. - Т.3, N2.

31. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.

32. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.

33. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.

34. Пезешкиан Н Позитивная семенная психотерапия-Семья как тера¬певт—М., 1994

35. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.

36. Ремшмидт Х Подростковый и юношеский возраст- проблемы становления личности —М , 1994 .

37. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 1979.

38. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

39. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

40. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф.дис... канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1997.

41. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. по¬собие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н. К. Арсановой. —М., 1997.

42. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.

43. Сатир В. Как строить себя и свою семью — М., 1992

44. Семья в психологической консультации / Под ред А.А.Бодалева; В.В.Столина. — М., 1999.

45. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

46. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социаль¬ной работы: Учеб. пособие. — М., 2000.

47. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.

48. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и под¬ростков. — М.,1996.

49. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт) / Под ред. Л.Э. Кунельского и др. — М., 1998.

50. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 1. — M., 2000.

51. Социальная помощь семье и детям: сборник материалов из практи¬ки работы / Сост. А.М.Панов. — М. - 1998. — Вып. 2.

52. Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. — М.,2002.

53. Социальная работа: Рос. энцикл. сл. — М., 1997.

54. Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 1984. - N2. - C.54-61.

55. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 2001.

56. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина. — М., 1999.

57. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

58. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

59. Теория и методика социальной работы: Краткий курс. —М., 1998.

60. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.

61. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990.

62. Фелъдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М., 2000.

63. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве — време¬ни детства.—М.,1999.

64. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995.

65. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.

66. ХарчевА.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 1999.

67. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 1995.

68. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.

69. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная поли¬тика. — М., 1999.

70. Шапиро Б.Ю От знакомства к браку —М , 1999 .

71. Яковлев И.А. Мир психологии. М.,2001.

Похожие работы на данную тему