Введение
Актуальность данной проблематики обусловлена высокой значимостью семьи как малой социальной группы в современном социуме, которая на настоящий момент в своём существовании и функционировании имеет значительное количество негативных тенденций, причём различной этимологии. Именно в связи с мультидиапазонностью негативных тенденций в семье столь большую актуальность приобретает интегративный подход к её проблемам, как подход, позволяющий отойти от стереотипности рассмотрения данной проблематики в рамках какого-либо одного научно-исследовательского направления и, напротив, диктующий необходимость анализа семейной проблематики в междисциплинарном взаимодействии. В данной дипломной работе нами будет проведено интегративное исследование проблематики семьи в рамках важнейших направлений системы психологических знаний.
Целями данной работы являются:
1. Рассмотрение общего представления о семье как феномене общественной формации.
2. Рассмотрение вопроса о психолого-педагогических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.
3. Рассмотрение вопроса о социально-психологических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.
4. Рассмотрение вопроса о психолого-конфликтологических аспектах исследования семьи как малой социальной группы.
5. Проведение практического исследования этимологии супружеских конфликтов.
На основе данных целей нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие семьи
2. Рассмотреть функции семьи как феномена общественной формации.
3. Рассмотреть вопрос о классификации семей.
4. Рассмотреть вопрос об особенностях взаимодействий и взаимоотношений родителей и детей в семье как объекте психолого-педагогической работы.
5. Рассмотреть вопрос о семье как факторе деструктивного воспитания
6. Рассмотреть вопрос о психолого-педагогической работе с семьёй.
7. Рассмотреть вопрос о роли социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.
8. Рассмотреть вопрос о социально-психологических исследованиях супружеских отношений.
9. Рассмотреть вопрос о теории семейных систем в социальной психологии.
10. Рассмотреть вопрос о семейном конфликте, его сущности и механизмах возникновения.
11. Рассмотреть вопрос о разводе как важнейшем психолого-конфликтологическом феномене
12. Рассмотреть вопрос об особенностях психолого-конфликтологического феномена развода.
13. Провести практическое исследование, направленное на выявление этимологии супружеских конфликтов.
Структура данной дипломной работы:
Предлагаемая нами работа состоит из введения, четырёх взаимосвязанных между собой глав, заключения и списка литературы.
В главе I. «Общее представление о семье как феномене общественной формации» мы рассматриваем следующие вопросы:
1. Семья как феномен общественной формации.
2. Функции семьи как феномена общественной формации.
3. Классификация семей.
В главе II. «Психолого-педагогические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:
1. Особенности взаимодействий и взаимоотношений родителей и детей в семье как объекте психолого-педагогической работы.
2. Семья как фактор деструктивного воспитания.
3. Психолого-педагогическая работа с семьёй.
В главе III «Социально-психологические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:
1. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.
2. Социально-психологические исследования супружеских отношений.
3. Теория семейных систем в социальной психологии.
В главе IV. «Психолого-конфликтологические аспекты исследования семьи как малой социальной группы» мы рассматриваем следующие вопросы:
1. Семейный конфликт, его сущность и механизмы возникновения.
2. Развод как важнейший психолого - конфликтологический феномен.
3. Особенности психолого - конфликтологического феномена развода.
В главе V «Практическое исследование этимологии супружеских конфликтов» мы формируем гипотезу о том, что конфликтные ситуации в сфере удовлетворения потребностей супругов имеют этимологию рассогласованности экспектаций супругов относительно реализации взаимопотребностей и экспектаций по отношению к партнеру.
Предмет нашего исследования: нами рассматривается влияние рассогласованности экспектаций супругов относительно реализации взаимопотребностей и экспектаций по отношению к партнеру на возникновение конфликтных ситуаций в сфере взаимоудовлетворения потребностей супругов.
Объект: 14 семейных пар со значительным стажем семейной жизни.
Новизна данной дипломной работы заключается в применении интегративного подхода, рассматривающего междисциплинарные аспекты исследования семьи.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности использования её материалов в практической деятельности психолога в работе с семьёй.
Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функциони¬рование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую тре¬бовательность, взаимную ответственность и уважение.
Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Об¬щий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе увлекательной совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфе¬ра, то необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса к активному отды¬ху: к труду на приусадебном участке, к туристическим похо¬дам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т. д. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каж¬дого из ее членов.
Сферы долга и интереса не могут существовать вне отноше¬ний внутрисемейной любви, которая придает семье черты ин¬дивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь вос¬питывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то психолог работает с эмоциональным на¬строем семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гу¬манизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь — это проявление одновременно справедливости и требовательности, предостав¬ление ребенку самостоятельности и условий для самоутвержде¬ния.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии меж¬ду собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспи¬тательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного результата в вос¬питании, то, следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Армандо Р., Веселкова Е Вот Я —Новосибирск, 1998
4. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989.
5. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4.
6. Барнс ДжТ. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.
7. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6.
8. Бодалев А.А , Столин В.В. Семья в психологической консультации — М , 1999 .
9. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.
10. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.
11. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семья¬ми. — М.,1992.
12. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1993.
13. Бэндлер Р., ГриндерДж., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж, 1993.
14. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.
15. Гурко ТА. Программа социальной работы с неполными семья¬ми. — М„ 1992.
16. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.
17. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.
18. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.
19. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 1996.
20. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений. –М.,2002.
21. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.
22. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.
23. Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования патологической функциональной системы (феномен «Чикатило») // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.1.
24. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями боль¬ных алкоголизмом. — М., 1992.
25. Московская семья вчера, сегодня, завтра Информационно-методиче¬ский сборник —М.2002.
26. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.
27. О положение детей в Российской федерации Государственный доклад за 1999 год —М.,1999.
28. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.
29. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2002. - Т.3, N2.
31. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.
32. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.
33. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.
34. Пезешкиан Н Позитивная семенная психотерапия-Семья как тера¬певт—М., 1994
35. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.
36. Ремшмидт Х Подростковый и юношеский возраст- проблемы становления личности —М , 1994 .
37. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 1979.
38. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
39. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
40. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф.дис... канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1997.
41. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. по¬собие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н. К. Арсановой. —М., 1997.
42. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.
43. Сатир В. Как строить себя и свою семью — М., 1992
44. Семья в психологической консультации / Под ред А.А.Бодалева; В.В.Столина. — М., 1999.
45. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.
46. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социаль¬ной работы: Учеб. пособие. — М., 2000.
47. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.
48. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и под¬ростков. — М.,1996.
49. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт) / Под ред. Л.Э. Кунельского и др. — М., 1998.
50. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 1. — M., 2000.
51. Социальная помощь семье и детям: сборник материалов из практи¬ки работы / Сост. А.М.Панов. — М. - 1998. — Вып. 2.
52. Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. — М.,2002.
53. Социальная работа: Рос. энцикл. сл. — М., 1997.
54. Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 1984. - N2. - C.54-61.
55. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 2001.
56. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина. — М., 1999.
57. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
58. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
59. Теория и методика социальной работы: Краткий курс. —М., 1998.
60. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
61. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990.
62. Фелъдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М., 2000.
63. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве — време¬ни детства.—М.,1999.
64. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995.
65. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.
66. ХарчевА.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 1999.
67. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 1995.
68. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.
69. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная поли¬тика. — М., 1999.
70. Шапиро Б.Ю От знакомства к браку —М , 1999 .
71. Яковлев И.А. Мир психологии. М.,2001.