Дипломная по теме: Особенности профессионального самоопределения личности

Название работы: Особенности профессионального самоопределения личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава I. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе 6

1.1. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 6

1.2. Мотивы деятельности и профессиональное самоопределение 11

1.3. Характеристика профессионального самоопределения с учётом особенностей юношеского возраста 18

Выводы по I главе. 27

Глава II. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 29

2.1. Методы и процедура исследования 29

2.2. Анализ результатов исследования. 33

Выводы по II главе 44

Заключение. 46

Литература. 49

Приложения. 54

Выдержка:

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.

В практике работы школьного психолога со старшеклассниками на первом плане зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения старшеклассника.

1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.

4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.

7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.

8. Большая советская энциклопедия, 1975

9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.

10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.

11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.

12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993

14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.

15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.

16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.

17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.

18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства

образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования [3, с.-18]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление [3, с.-21 ]:

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы [24, с.-102]:

• Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Похожие работы на данную тему