Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.
В практике работы школьного психолога со старшеклассниками на первом плане зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения старшеклассника.
1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.
2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.
4. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.
5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.
7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.
8. Большая советская энциклопедия, 1975
9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.
10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.
11. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.
12. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993
14. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.
15. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.
16. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
17. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.
18. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства
образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования [3, с.-18]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление [3, с.-21 ]:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Этапы, предшествующие самоопределению.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы [24, с.-102]:
• Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;