Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления конкурентной борьбы за прочное место на рынке предприятиям торговли по-новому приходится организовывать свою деятельность. В предпринимательской деятельности фирмы постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем во многом призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка, он происходит от слова «market» (рынок) и буквально означает работу на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителя .
В последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы, в странах с рыночной экономикой, маркетинг стал особенно необходим. Он повышает обоснованность принимаемых ре¬шений по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя планомерность на сферу рыночных связей. Это находит отражение в рационализации процесса товародвижения, совер¬шенствованию практики учета и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Маркетинг позволяет находить средства смягчения и устранения кризисов перепроизводства, обеспечивать соответствие спроса и предложения.
Задачи маркетинга не остаются неизменными. Ф. Котлер отмечал: «Маркетинг - это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ. Каждая фирма должна периодически переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь для этого приемом, известным под названием ревизии маркетинга» . Если в индустриальную эру маркетинг ориентировался на массовый спрос, на рынки массового производства, где конкуренция строилась вокруг цен и издержек
производства, то в информационную эру производитель должен выпускать прежде всего то, чего еще нет на рынке, то есть обновлять ассортимент и создавать для себя новые рынки сбыта.
В условиях отечественной экономики, вне всякого сомнения, есть возможность, целесообразность, даже насущная необходимость применения современного маркетинга, и следует обратить внимание, что в нашей стране используются пока отдельные приемы и методы маркетинговой работы, причем не всегда достаточно грамотно и в комплексе, хотя с развитием рынка в России формируются все условия для целенаправленной, комплексной маркетинговой деятельности. Применение принципов и приемов современного маркетинга с учетом особенностей отечественной экономики позволяет использовать зарубежный опыт удовлетворения общественных потребностей, поэтому так злободневна и необходима подготовка специалистов по маркетингу в нашей стране.
Для проведения сравнительного анализа оценим факторы конкурентоспособности по бальной шкале, в которой определяются весовые коэффициенты по каждой позиции.
Из представленных данных видно, что ООО «Оптика» не уступает своим основным конкурентам ни по одной позиции, но есть много позиций, по которым конкурентная фирма ООО «Хрусталик» и «Евростиль» занимают равную позицию, а это значит, что ООО «Оптика» необходимо поработать над тем, чтобы еще более укрепить свои позиции на рынке и уделить большее внимание тем позициям, которые могут быть превзойдены спустя какое-то время.
Выводы по аналитической части проекта.
Анализируя структуру предприятия необходимо заметить, что в ней отсутствует служба маркетинга. В настоящее время маркетингом занимается рекламная служба предприятия, подчиненная заместителю генерального директора по общим вопросам.
В стоимостных и абсолютных значениях лидерство в оптовой продаже удерживают очковые оправы, не смотря на то, что в процентном отношении оптовые закупки оправ снизились с 67% до 65% , в абсолютных значениях наблюдается рост от 197243 ед в 2003 г до 322410 ед товара в 2005 г и денежном выражении имеется значительный рост. В абсолютных значениях рост наблюдается по всем видам товаров, наиболее значителен он по солнезащитным очкам, насадкам и деталям для ремонта, хотя в процентном отношении эти позиции значительного роста не дали, а денежный прирост по ним объясняется ростом цен на эту группу товаров.
Успех оптовых продаж следует учитывать не по росту денежных доходов, так как они во многом объясняются инфляцией и ростом цен на товары, а по росту спроса в количественном выражении, а он наблюдается в ТД «Оптика» по всем позициям. Это говорит о том, что оптовые покупатели не потеряли интереса к торговому дому и наращивают объемы своих закупок.
Торговый дом «Оптика» - предприятие прибыльное, товарооборот увеличивается год от года. Финансовое положение довольно устойчиво. ООО «Оптика» является современным предприятием, хорошо оборудованным, имеющим современный интерьер и систему автоматизированного учета товаров.
29. Росситер Д.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. — СПб: Питер, 2000, 390 с..
30. Северо-западный центр помощи развития бизнеса www http://www.bishelp.ru/
31. Темпоралл П., Тротт М. Роман с покупателем. — СПб.: Питер, 2002, 264 с.
32. Успенский И.В. Интернет как инструмент маркетинга. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000., 315 с.
33. Уэллс У., Беркет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. — СПб: Питер, 2001, 736 с
34. Ходеев Ф.П. Маркетинг., Р-н-Д, Феникс, 2003 г с.346
35. Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону:издательский центр «МарТ», 2001 – 544 с.
36. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. –М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. , 387 с.
37. Эванс дж. Р., Берман Б. Маркетинг.-М.: Экономика, 1990, 230 с.
38. Юккель Х., Хеллер О. и др. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 1994.340 с
3. Материалы периодической печати
1. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал // Маркетинг и реклама. — 2003. — № 11, с.39
2. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности, Маркетинг в России и за рубежом, 2004 г, №5, с.18
3. www.bizlinк.ru "Рекламные Технологии" - электронная версия журнала.