Введение:
В связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности за последнее десятилетие значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. Сегодня руководство предприятий хорошо понимает, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления конкурентной борьбы за прочное место на рынке предприятиям торговли по-новому приходится организовывать свою деятельность. В предпринимательской деятельности фирмы постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем во многом призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Глава 3:
Фактический анализ реализации продукции предприятия и его основных конкурентов в групповом и развернутом ассортименте, включая:
• анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченности потребителей в разных отраслях нашей продукцией, размеров неудовлетворенного спроса
• анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирования сбыта, используемых основными конкурентами в Московской области, выявление их сильных и слабых сторон;
• анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального характера в отраслях и на региональных рынках;
• определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
• анализ эффективности операций по взаимозачетам и поиск путей оптимизации этих цепочек;
• анализ причин неудовлетворенного спроса на услуги предприятия и разработка предложений по снижению его размеров;
• создание и оперативное ведение баз данных «Потребители» и «Конкуренты»;
• определение точек насыщения сбыта по группам продукции и/или отдельным ее видам;
• разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по кварталам;
• разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации;
• разработка плана мероприятий по директ-маркетингу и его практическое осуществление;
• разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая: систему скидок в рамках программ по стимулированию сбыта;
• разработка предложений по основному и альтернативному плану сбыта (на случай непредвиденных обстоятельств, например, сезонных изменения конъюнктуры рынка и др.);
• разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее осуществлению. Подробная тактика действий и составление графика КТО?,ЧТО?, КОГДА? ГДЕ? делает и ЗА ЧТО? несет персональную ответственность;
• разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля, их правильному использованию в оформлении внутренних и внешних помещений предприятия, на выставках и ярмарках, а также во всех используемых средствах рекламы;
• разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения и, при необходимости, корректировка;
• разработка предложений по формированию/корректировке положительного имиджа предприятия в сознании Потребителей и единой корпоративной культуры, непосредственное участие в их практическом осуществлении с использованием и средств рекламы;
• поиск исполнителей/соисполнителей для проведения работ по маркетингу и рекламе среди сторонних организаций, постановка перед ними задач, оперативный контроль и анализ выполненных ими работ;
• разработка предложений о порядке информационного взаимодействия, между службой маркетинга и другими структурными подразделениями предприятия;
• разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период ;
Главное отличие функции маркетинга от других функций предприятия заключается в том, что функция маркетинга нацелена на организацию и осуществление процесса обмена между организацией и ее потребителями, клиентами. В этой связи функция маркетинга несет ответственность за создание, формирование и развитие спроса в связи с постоянно меняющимися потребностями.
Заключение:
Торговля в настоящее время относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики нашей страны.
С развитием глобальной сети Интернет у торговли появляются новые механизмы для наращивания своего рынка сбыта, для установления связей с предприятиями поставщиками, появляется возможность проводить маркетинговые исследования и использовать каналы Интернет для продвижения своих товаров и услуг. Именно это направление и будет основным в ближайшие годы для развития маркетинга в оптике.
В дипломной работе маркетинговая политика рассматривается на примере предприятия оптово-розничной торговли ООО «Торговый дом «Оптика». Анализ работы фирмы выявил следующее:
ООО «Оптика» является современным предприятием, хорошо оборудованным, имеющим современный интерьер и систему автоматизированного учета товаров. Предприятие прибыльное, товарооборот увеличивается год от года. «Оптика» является как оптовым, так и розничным продавцов, при этом соотношение оптовой и розничной продаж составляет 45.6% и 54,4% соответственно. В магазинах торговой сети постоянное наличие широкого ассортимента очковых оправ, линз, насадок специального назначения. солнцезащитных очков и сопутствующих товаров.
Ассортимент товаром приблизительно на 30% формируется за счет отечественных товаров и на 70% - за счет импортных. Доля отечественных товаров не снижается в течение многих лет. Магазины фирмы ориентированы на избирательного покупателя: на тех, кто не очень любит ходить по магазинам, но при этом готов платить за комфорт. Из представленных данных следует, что наибольший товарооборот ( от 64 до 67% от оптового товарооборота в год) по оптовым продажам приходится на очковые оправы, это закономерно, так как это наиболее дорогие товары, вторым товаром по объему товарооборота являются контактные линзы, на которые в оптовом товарообороте приходится до 15% объема, практически такой же объем ( меньше всего на 1%) приходится и на очковые линзы. Совсем малый процент, всего 1% добавляют к оптовому товарообороту детали для ремонта, в пределах 2% приходится на насадки к очкам, а солнцезащитные очки прочно занимают 4 место по объему оптовых продаж, их вклад составляет от 4% в 2003 г до 5,9 % в 2005 г.
Согласно опросу 16,5% являются постоянными покупателями магазина. Из ответов респондентов следует, что выбирая из нескольких магазинов именно магазин торгового дома «Оптика» потребители выделяют следующее : 84% привлекает большой ассортимент товаров и возможность купить сопутствующие товары, очки от солнца; на второе место в выборе покупатели поставили доброжелательность персонала , этот аспект деятельности отметили 64% опрошенных, 48% приходят именно в магазин торгового дома «Оптика», потому что им нравится современный интерьер, 47% потому что их привлекает доступная цена по сравнению с другими магазинами, близостью к дому объяснили свое посещение магазинов оптики фирмы «Оптика» 33%.