Торговля не выдуманное явление, ее возникновение объясняется исторической необходимостью. По степени развития торговых отношений можно судить об уровне не только отдельного государства, но и целых цивилизаций.
Мало того, по степени развития торговли можно судит и об уровне демократичности общества. Известно, что наибольший расцвет торговых отношений возможен только в демократических государствах. Примером тому могут служить Псковская и Новгородская республики на Руси, Афинское демократическое государство в античности, города Ганзы – в средневековье, целый ряд других примеров.
Так что роль торговли в условиях рыночных отношений не только важная, но и во многом определяющая, в том числе в сфере политики. Это надо знать однозначно. И в этом суть ответа на поставленный в теме вопрос. Далее нам предстоит только удостовериться в этом. Надеюсь, что все вышесказанное является хорошим аргументом в пользу актуальности данной темы.
Целью работы является выявление места и роли торговли в условиях развития рыночных отношений. Эта цель будет достигнута путем решения следующих задач:
Прежде чем говорить о состоянии, проблемах и перспективах развития кооперативной торговли, необходимо сказать несколько слов о проблемах кооперации в целом, поскольку от их решения зависит процветание разных отраслей потребительской кооперации.
В процессе становления рыночной экономики складывается современный сектор кооперации. Государство наконец сбросило с себя выполнение функции управления потребительской кооперацией. В этой обстановке у современного кооперативного движения, конечно же, имеются не только достижения, но и определенные проблемы. Одна из них -–проблема выживания (самосохранения, предотвращения краха). Решение современной проблемы выживания системы потребительской кооперации в интересах пайщиков заключается в мобилизации ее потенциала, внутренних возможностей для выхода из кризиса; скорейшей адаптации, приспособлении ее предпринимательской деятельности к условиям рынка; в укреплении единства системы на основе кооперативных принципов и ценностей. Особенностью проблемы выживания является то, что после решения ее, например, сегодня сохраняется необходимость возвращаться к ней завтра, и через месяц, и спустя год; ведь в конкурентной экономике вопрос о выживании (фирмы, кооператива, союза и т. д.) является постоянно повторяющейся, возобновляющейся проблемой.
1. Ладыгин В.В. Анализ структуры товарооброта в кооперативной торговле, М., 2000;
2. Вместе ради будущего (170 лет потребительской кооперации), М., 2001;
3. Коряков И., Корякова Л., Малахова Г. Потребительская кооперация России, Чита, 1995;
4. Намханова М.В. Стратегическое управление в потребительской кооперации, Новосибирск, 2000;
5. Теория кооперации, М., 1982;
6. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия, М., 1989;
7. Фридман А.М. Экономика торгового потребительского общества, М., 1990;
8. Деловой вестник «Российской кооперации»;
9. Газета «Российская кооперация»;