Петр I установил правило: занятие должностей осуществлялось в строгой последовательности, начиная с самой низшей должности, при этом назначать на должности непременно из служащих того же учреждения, где открывалась вакансия.
Законодательно существование чиновничества как особой группы населения и его правовое положение впервые было оформлено при Петре I в «Табели о рангах». Этот закон определял порядок приёма на службу и её прохождения от низших чинов к высшим. Табель о рангах сохраняла значение основного документа, которым регламентировался порядок государственной службы Российской империи вплоть до 1917 г.
Устав о гражданской службе регулировал важнейшие стороны государственной службы, в том числе, вопросы приема на гражданскую службу, производства в чины, общие обязанности государственных служащих и др.
В целом до октябрьской революции 1917 года в России было издано около 200 правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих.
Чиновники должны были верно служить царю, и назначались они в царской России на должность пожизненно. Естественно, в законодательстве были оговорены случаи, когда чиновников можно было уволить с работы.
В Российской Федерации создана значительно расширенная нормативная база государственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции РФ, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.
Цель работы – исследовать государственную службу, как элемент государственного управления, регулируемым административным законодательством.
Исходя из темы и цели работы необходимо выделить следующие задачи: раскрыть институт государственной службы; рассмотреть понятие и виды государственной службы; исследовать основы правового статуса и классификации государственных служащих, а также ознакомиться с нормами прохождения государственной службы; познакомиться с законодательной базой по данной теме и сделать соответствующие выводы.
При написании дипломной работы использовалось действующее законодательство, научная литература по конституционному праву, в том числе труды таких авторов; как А.В. Оболонский, В.А. Козбаненко, А.Ф. Ноздрачев, С. Черемушкин, В.Е. Чиркин. Авторы в своих работах раскрывают понятие государственной службы и ее место в системе государственного управления.
7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;
11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.
Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.
Федеральный закон предусматривает дополнительные гарантии гражданских служащих. Отличие их от основных состоит в том, что дополнительные гарантии могут предоставляться гражданским служащим только при определенных условиях, предусмотренных Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ:
1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СПС «Гарант» от 07.01.2007.
4. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" // СПС «Гарант» от 07.01.2007.
5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // СПС «Гарант» от 07.01.2007.
6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утратил силу) // СПС «Гарант» от 07.01.2007.
Специальная литература
1. Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право, 2002. N 1.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
3. Государственная служба: комплексный подход / Отв. ред. А.В. Оболонский –М.: «Норма-Инфра», 1999.
4. Государственное управление. Основы теории и организации: Учебник. Том 2 / Под ред. В.А. Козбаненко. – М: Статут, 2002.
5. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" - Система ГАРАНТ, 2005.
6. Концепция реформирования системы государственной cлужбы РФ (утв. Президентом РФ от 15 августа 2001 г.) // СПС «Гарант»
7. Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика, 2006. N 2.
8. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9.
9. Черемушкин С. Государственная служба в системе государственного управления // http://pubadm.narod.ru/Theory/publicservice.htm
10. Черняк Т. Госслужба требует компетентности и профессионализма об уровне подготовки государственных служащих // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2006. N 10.
11. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2003.