Дипломная по теме: Влияние стресса на течение онкологических заболеваний

Название работы: Влияние стресса на течение онкологических заболеваний

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей психики людей, страдающих онкологическими заболеваниями 5

1.1. Психологическая характеристика личности пациентов онкологических клиник 5

1.2. Основные типы реакции на болезнь. 8

1.3. Стресс и его влияние на течение заболеваний 12

Выводы по 1 главе: 33

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния стресса на течение онкологических заболеваний 34

2.1. Программа исследования 34

2.2. Результаты исследования 41

2.3. Выводы и рекомендации 49

Заключение. 52

Список литературы. 58

Приложения 66

Выдержка:

Современное состояние исследования вопросов психологических особенностей больных онкозаболеваниями характеризуется активизацией интегративных процессов в науке, стремлением перейти в изучении этих расстройств на уровень макроподхода к состояниям, в которых психика человека становится системообразующим фактором, а также на уровень их рассмотрения в свете мировоззренческих и методологических аспектов изменений в науке 2-й половины ХХ в. Эти изменения произошли как в естествознании и гуманитарных науках, так и в медицине. В настоящее время расширяется и спектр исследований по изучению патогенетических механизмов патологии различных систем организма в условиях агрессивных факторов среды, путей их коррекции с названных позиций.

Многими исследователями установлено, что у 40-60% пациентов с телесными заболеваниями наблюдаются психические изменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства «Я». Часто больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением, они анализируют любые изменения деятельности своего организма, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье.

В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия своей болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.

Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности пациентов на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.

Изменение эмоционального статуса больных раком приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния больного зависит от личностных особенностей больного и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития психосоматического расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека.

С нарастанием стажа болезни все больные считают себя больными, и это также является психотравмирующей ситуацией. Оценка болезни ими бывает резко отрицательной. С увеличением длительности заболевания люди привыкают к статусу больных, но в обыденной жизни все большую роль в механизмах психологической защиты играет вытеснение из сознания факта болезни, хотя они никогда не ощущают себя выздоравливающими.

Предмет исследования: психика человека.

Объект исследования: мужчины и женщины с онкологическими заболеваниями, состоящие на учете в поликлинике 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского, и наблюдающиеся в хирургическом отделении.

Основной целью настоящего исследования является анализ влияния стресса на течение болезни у онкологических больных.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1) изучить теоретическую литературу по проблеме;

2) провести практическое исследование, направленное на изучение влияния стресса на течение болезни у онкологических больных;

3) обработать результаты исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: для больных с онкологическими заболеваниями в целом характерна повышенная личностная и ситуативная тревожность, повышенная конфликтность и агрессивность, низкая стрессоустойчивость, недостаточные коммуникативные способности, что ухудшает течение заболевания.

Средние оценки уровня общительности по тем испытуемым, что успешно прошли данный тест, указывают на довольно низкие показатели развития исследуемых качеств (средняя оценка по коммуникативным качествам равна 6,3 балла, а по организаторским качествам - 8,5 баллов). Экспериментально было установлено, что набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В то время как, набравшие от 9 до 12 баллов стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Как видно из приведенной таблицы, было выявлено 16 испытуемых с высоким уровнем (ВУ) агрессии и 14 – с низким уровнем (НУ) агрессии. При этом ВУ показали 9 мужчин и 6 женщин, НУ – 6 мужчин и 9 женщин. Это может свидетельствовать как о том, что для мужчин более характерна высокая агрессивность, так и об особенностях реагирования на заболевание повышением уровня агрессии.

При использовании расчета c2-критерия, распределением 2x2, можно говорить о статистической значимости полученных результатов.

58. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Мысль, 1990.

59. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1989.

60. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дисс... докт. психол.наук. - Л., 2004. - 32 с.

61. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - Л., 1987.

62. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 2000. - Кн. II. - 438 с.

63. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек¬тива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М.: Просвещение, 1978. – 642 с.

64. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2000 - 256 с.

65. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 560 с.: ил. - (Серия "Практикум по психологии").

66. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990

67. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Изд. дом "Бахрах", 2003. - 672 с.

68. Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова Ольга Августиновна; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. пед. ун-т (ХГПУ). - Хабаровск : Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

69. Психологический словарь. Копорулина В.Н. и др. М.: Феникс, 2003. – 1037 с.

70. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

Похожие работы на данную тему