В отечественном психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью).
Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так Н. В. Имедадзе называет тревожность «…Специфически социализированное эмоций»
Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах.
В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом. Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В. Р. Кисловская делаетвывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения» ее преодолению работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу.
Психологи Р.И. М. Дорки разработали тест на выявления тревожности у детей.
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми.
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям, воспитывающих такого ребенка.
Поэтому целью работы является исследовать связь тревожности и страхов школьной адаптации у учащихся массовых классов.
Объект – младший школьный возраст с различным уровнем тревожности.
Предмет – характер связи между личностной и ситуативной тревожностью у младших школьников.
Общая гипотеза – предполагаем, что уровень тревожности и страха влияет на успешность адаптации младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез исследования были определены следующие теоретические
задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу;
2. проанализировать сущность и содержание «тревожность и страх»;
3. изучить динамику развития тревожности и страха;
4. рассмотреть проблему школьной тревожности и адаптации (дезадаптации);
Примечание. В 2 балла оценивались яркие, четкие рисунки, с прорисовыванием всех деталей; в 1 балл – схематичные рисунки; в 0 баллов – отсутствие рисунка.
Сам ребенок встречается более чем в 70% рисунков. Чаще всего это яркие фигуры, расположенные либо между фигурами родителей, либо рядом с одним из них.
Анализ рисунков детей, а также интервью с мамами показали, что дети из неполных семей, встречающиеся с папами часто, рисуют их более четко. Если папа видится с ребенком редко или не встречается с ним вообще, то либо он представлен на рисунке схематично, либо не нарисован вовсе. Можно сделать вывод, что ситуация развода повлияла на образ «Я» ребенка. Уменьшилось число четких, ярких рисунков, появилось больше схематичности. Если дети контрольной группы выполняли рисунок цветными карандашами в 75% случаев, то этот показатель у экспериментальной группы равен 58%. Также можно отметить тот факт, что рисунки детей из группы «Интернат», выполненные цветными карандашами, отличаются бледностью красок, в то время как рисунки детей из группы «Семья» сделаны яркими цветами, сильным нажимом карандашей, тщательно закрашены.
Анализ результатов, полученных с помощью рисуночных методик, показал, что наиболее значимой фигурой для всех групп испытуемых является мать, она является более желаемым партнером для эмоционального общения. Оценивая эмоциональный статус матери, 72% детей считали ее счастливой.
Второе место в иерархии значимости отношений в семье занимают отношения к братьям и сестрам (к сибсам). Обнаружено наличие конкурентных и противоречивых отношений с сибсами: наблюдалось, как увеличение (17%), так и уменьшение (26%) структуры семьи в рисунке. Выбор братьев и сестер для эмоционального общения составил у мальчиков 36%, у девочек 34%. Девочки чаще, чем мальчики, выражали положительное отношение к ним (44,0 %; 28,2 %).
Общение с отцом для детей менее значимо, чем с матерью и сибсами. Многие дети (23% рисунков, на которых отцы исключены из структуры семьи; 22% школьников полагали, что он несчастен) негативно оценивают положение в семье отца. Наибольшее число положительных эмоциональных проявлений по отношению к отцу отмечалось у девочек (30,4 %).
На четвертом месте в системе значимости членов семьи находятся отношения с прародителями (бабушка, дедушка). Прародители являются более значимыми членами семьи для девочек (в 28% случаев расширяли структуру семьи в рисунках за счет фигур прародителей). Выбор этих фигур у девочек наблюдался значительно чаще, чем у мальчиков (24,2%; 18,0%).
Большинство младших школьников не удовлетворено своим положением в семье (счастливыми себя считают менее четверти обследованных детей, еще более низкая их оценка положения братьев и сестер).
Рассмотрим анализ рисунков на примере.
1) Аня В. Возраст 9 лет. Воспитывается в неполной семье (мать с отцом в разводе).
Описание рисунка испытуемой: Аня живет в семье из 5 человек: мама, бабушка, дедушка, папа, она, и кошка, но отец ушел к другой женщине и уже год с ними не живет. Ребенка не посвящали в курс дела, и все делали вид, что ничего не случилось (ни разговоров, ни скандалов при ребенке). Она периодически видит отца и общается с ним, но вспоминает его редко. Ее жизнь не изменилась (в бытовом плане), однако, она уже не задает вопрос «Где папа?». Общается в основном с бабушкой, мама и дедушка работают, на рисунке только она и мама. Подпись под рисунком. «Я люблю свою семью. Я очень люблю свою маму. Мы с мамой живем в доме. У нас в доме живет собака. Его зовут доберман пинчер. Я люблю свою собаку. И вообще всех люблю».
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?