Введение:
Проблема тревожности и страха является одной из очень сложных проблем в современной психологии, которой занимаются многие исследователи. Однако в понимании этих явлений, их происхождения и функций имеются различные точки зрения.
Ряд исследователей рассматривают тревожность и страх лишь как явления, возникающие в рамках стрессовых ситуаций (А.Говард, Л.Мазарус, К.Матвеев, А.Мирке); депревации важнейших жизненных потребностей (Т.Вудварт, П. Доллард, А.Левитов, В.Мерлин, Р.Пангратц, М.Розенцвейг).
В советской психологии В.С. Мерлин и сторонники его лаборатории (О.Копытова, В.Уткина, К.Вяткин, Н.Белаус) связывают состояние тревожности и страха с состоянием высшей нервной деятельности человека.
Исследование В.Б. Белауса показало наличие связи между склонностью субъекта к тревоге и неустойчивостью, раздражительностью, слабостью нервных процессов.
В зарубежной литературе наиболее часто встречается понимание тревожности и страха как состояния изначально присущего ребенку, сопутствующего ему на протяжении всей жизни и являющегося фактором его психического развития (В.Айзенк, Т.Тейлор).
Особое место среди них занимают психологи неофрейдитского направления (В.Хорни, Л.Салливан, А.Фромм ). «Изначальная», врожденная, или «исходная» тревога, возникающая в раннем детстве, преследующая человека всю жизнь и вся жизнь направлена на выработку механизмов и «динамизмов», которые являются способами избавления от страха и тревоги. В отличие от этого некоторые советские психологи рассматривают тревожность как свойство личности, приобретенное человеком в результате опыта (К.Банеев, Д.Именадзе, Р. Купцова ). Исследования этих психологов касаются изучения тревожности, измерения ее уровня и других конкретных ее характеристик.
Глава 2:
Занятие 9—10. Проигрывание реальных историй
От условных историй нетрудно перейти к заключительному этапу работы с группой в виде проигрывания реальных историй. Они воспроизводят то, что происходило когда-то раньше или происходит сейчас с кем-либо из детей в классе. До проведения этого заключительного этапа работы необходимо снять остающиеся после рисования страхи, создающие чувство внутренней неуверенности и препятствующие активному общению со сверстниками.
Игровая коррекция и профилактика школьных страхов и тревожности возможна и на переменах, уроках физкультуры, в группе продленного дня. В данный комплекс входят:
1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами "на", "держи, лови, бросай, "поймай" и т.д., а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).
4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.
5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.
6. Игры "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки", ' «Кто первый?», "Быстрые ответы" развивают быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, повышают уверенность в себе.
Заключение:
У каждого человека существует индивидуальный набор страхов, многие из которых тянутся с самого раннего детства. Прячась в подсознании, они могут десятилетиями глубинно существовать в подкорке, проявляясь в самый неожиданный момент. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. Он сковывает активность человека; при длительном действии тревоги и страха в организме могут возникать и развиваться различные психосоматические болезни.
В данном исследовании мы рассмотрели проблемы, которые встречаются при работе с детьми, испытывающими тревожность и страхи.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме тревожности и страхов у младших школьников показал, что в ней имеются определенные сведения о природе, источниках и формах проявления тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста, подробно охарактеризованы виды, уровни, механизмы формирования тревожности и страхов, их зависимости от пола, возраста, национальных, культурных, социально-экономических условий.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Тревога и страх – это эмоции, возникающие при наличии реальной или предполагаемой опасности.
2. Выделяются виды страха и тревожности: страх бывает ситуативно обусловленный и личностно обусловленный, а также реальный, воображаемый, острый, хронический; видами тревожности являются: школьная, самооценочная, межличностная, ситуативная, личностная.
3. У страха и тревожности совпадают структурные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий.
4. Причины тревожности и страха частично совпадают: общими причинами тревожности и страха являются: