Введение.
Актуальность исследования. В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Важное значение приобретает осознание человеком того, что он должен надеяться только на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. Если на Западе самоактуализация стала «культурным стереотипом», то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самоактуализация определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, способность управлять своей жизнью. Поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развитии личности.
Надо отметить, что проблема самоактуализации в психологии носит межпарадигмальный характер, поскольку в настоящее время нет единой парадигмы представлений о самоактуализации.
Актуальность изучения в науке проблемы самоактуализаци личности, в частности, в гендерном аспекте, объясняется недостаточной разработанностью её методологии и общих концептуальных основ, несмотря на то, что гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое и передающемся из поколения в поколение. Глубокие изменения, происходящие в современном российском социуме, находят свое отражение в трансформации таких устойчивых социально-психологических образований, как гендерные стереотипы. Несмотря на появление новых подходов к вопросам самоакутализации личности, гендерный аспект этой проблемы остаётся слабо разработанным и представляется нам сложной проблемой. Актуальность данной проблемы обостряется также с одной стороны осознанием важности и приоритетности вопросов самоактуализации личности в гендерном аспекте, а с другой – явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.
В контексте нашего исследования мы анализируем динамику изменения личности, а именно такой важный в акмеологическом понимании процесс, как самоактуализация личности, в гендерном аспекте.
Библиография
Монографии и учебная литература.
1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 294с.
2. Азбука прав трудящихся женщин и гендерного равенства/ Междунар. бюро труда. - М.: Права человека, 2002.- 106с.
3. Гендерная психология: [Пер. с англ.]/ Ш. Берн. - 2-е междунар. изд. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева; М.: Олма-пресс, 2001.-318 c.
4. Гендерные исследования: Аннот. библиогр. указ./ Ред. М.П. Белоусова; Под ред. М.П. Белоусовой. - Барнаул: Б.и., 2002.- 52c.
5. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. /В кн. Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989.
6. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995. – 44с.
7. Головаха Е.И. Путь к зрелости: Формирование социалистической зрелости советсткой молодёжи. – Киев: Молодь, 1988. – 35с.
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: Хэлтон, 1998. – 399с.
9. Золотухина Н.В. Творческая самореализация учителя. – Йошкар-Ола: Мар. ин-т образов-я, 1999. – 95с.
10. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1988. – 263с.
11. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. /В кн. Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы к симпозиуму в Москве. – М., 1975.
12. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учеб. пособие/ И.С. Клецина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.-92c.
13. Коростылева Н.Н. Основы гендерной конфликтологии/ Н.Н. Коростылева; Н.Н. Коростылёва. - Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2003.-185с.
14. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск: ХГПУ, 1997. – 313с
15. Леонтьев А.Н.избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. – Т.2. – 318 С.
16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. – 430с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия., 1999. – 478с.
18. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 304с
19. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. – М.: Наука, 1988.
20. Мухамеджанов К.Ч. Духовные интересы как источник управления процессом самореализации личности. – Алма-ата: Казахстан, 1984.
21. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.
22. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996. – 235с.
23. Пестеров П.Н. Самореализация личности в процессе творчества. Тезисы и матер. – Новосибирск: НИИВТ, 1994.