Дипломная по теме: Гендерная специфика ценности самоактуализации личности

Название работы: Гендерная специфика ценности самоактуализации личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

129 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Сущность проблемы самоактуализации в психологии

1.1. Общая характеристика самоактуализации в зарубежной психологии.

1.2. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологической науке

1.3. Характеристики самоактуализации

Глава2. Теоретико-методологические основы гендера и его современные особенности.

2.1. Формирование концепции гендерной психологии.

2.2. Определение понятия «гендер»: биологический и социальный пол человека.

2.3. Исследования социальных механизмов формирования гендерных различий.

2.4. Влияние гендерных характеристик личности на жизненные ценности (самоактуализацию).

Глава3. Экспериментальное изучение гендерной специфики ценностей самоактуализации.

3.1. Гипотеза исследования

3.2. Методика исследования

3.3. Анализ и обсуждение результатов

Общие выводы

Заключение

Библиография

Приложение

Выдержка:

Введение.

Актуальность исследования. В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Важное значение приобретает осознание человеком того, что он должен надеяться только на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. Если на Западе самоактуализация стала «культурным стереотипом», то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.

Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самоактуализация определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, способность управлять своей жизнью. Поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развитии личности.

Надо отметить, что проблема самоактуализации в психологии носит межпарадигмальный характер, поскольку в настоящее время нет единой парадигмы представлений о самоактуализации.

Актуальность изучения в науке проблемы самоактуализаци личности, в частности, в гендерном аспекте, объясняется недостаточной разработанностью её методологии и общих концептуальных основ, несмотря на то, что гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое и передающемся из поколения в поколение. Глубокие изменения, происходящие в современном российском социуме, находят свое отражение в трансформации таких устойчивых социально-психологических образований, как гендерные стереотипы. Несмотря на появление новых подходов к вопросам самоакутализации личности, гендерный аспект этой проблемы остаётся слабо разработанным и представляется нам сложной проблемой. Актуальность данной проблемы обостряется также с одной стороны осознанием важности и приоритетности вопросов самоактуализации личности в гендерном аспекте, а с другой – явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.

Глава2. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендера.

2.1. Формирование концепции гендерной психологии.

У гендерной психологии длинная предыстория и очень короткая история.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее, в науке и ранее существовали раз¬работки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии. В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка со¬ответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — на-I чало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психо-| анализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных ис¬следований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют име¬на Платона и Аристотеля.

Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.) в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о допол¬нительности полов, рассматривая семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов.

Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщи¬не — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необхо¬димости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными муж¬еским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Похожие работы на данную тему