Введение.
Актуальность исследования. В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Важное значение приобретает осознание человеком того, что он должен надеяться только на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. Если на Западе самоактуализация стала «культурным стереотипом», то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самоактуализация определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, способность управлять своей жизнью. Поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развитии личности.
Надо отметить, что проблема самоактуализации в психологии носит межпарадигмальный характер, поскольку в настоящее время нет единой парадигмы представлений о самоактуализации.
Актуальность изучения в науке проблемы самоактуализаци личности, в частности, в гендерном аспекте, объясняется недостаточной разработанностью её методологии и общих концептуальных основ, несмотря на то, что гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое и передающемся из поколения в поколение. Глубокие изменения, происходящие в современном российском социуме, находят свое отражение в трансформации таких устойчивых социально-психологических образований, как гендерные стереотипы. Несмотря на появление новых подходов к вопросам самоакутализации личности, гендерный аспект этой проблемы остаётся слабо разработанным и представляется нам сложной проблемой. Актуальность данной проблемы обостряется также с одной стороны осознанием важности и приоритетности вопросов самоактуализации личности в гендерном аспекте, а с другой – явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.
Глава2. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендера.
2.1. Формирование концепции гендерной психологии.
У гендерной психологии длинная предыстория и очень короткая история.
Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее, в науке и ранее существовали раз¬работки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии. В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка со¬ответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — на-I чало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психо-| анализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных ис¬следований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).
Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют име¬на Платона и Аристотеля.
Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.) в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о допол¬нительности полов, рассматривая семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов.
Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщи¬не — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необхо¬димости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными муж¬еским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.