В В Е Д Е Н И Е
Актуальность темы дипломной работы в новых условиях экономической ре-формы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной эконо-мики, что в свою очередь требует перестройки не только форм и методов хозяйствова-ния, но и мышления всех категорий руководителей, маркетологов, экономистов, уча-ствующих в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому пред-приятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих фак-торов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность дос-тупных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирова-ния, риск, связанный с принятием того или иного решения.
Переход российской экономики к рынку предопреде¬лил потребность всех эко-номических субъектов в формировании принципиаль¬но нового механизма инвестиро-вания, что обусловлено существенным измене¬нием инвестиционного статуса государ-ства, региональных, отраслевых и ком¬мерческих структур, перераспределением и ус-ложнением их функций в инве¬стиционном процессе.
Важнейшим условием стабилизации экономики России является нормализация инвестиционного процесса. В этой связи особую актуальность приобретает теоретиче-ское обоснование сущности инвестицион¬ного процесса и выявление его тенденций в переходной экономике и регио¬нальной специфики.
Исходя из основных положений экономической теории, роль государства в ры-ночной экономике, как непосредственного инвестора, сохраняется, в основном, для ба-зовых производств и социальной сферы, не привлекательных для частных инвесторов. Роль региональных инвестиций возрастает не только с точки зрения роста объемов централизованных источников, но и с позиций государственных гарантий, страхова-ния и ориентира на частных инвесторов. В российских усло¬виях, где рыночный меха-низм еще не вполне готов работать по законам саморегулиро¬вания, возрастание госу-дарственного соучастия в инвестиционном процессе становится важнейшим фактором преодоления инвестиционного спада. Это предполагает проведение активной государ-ственной политики по оживлению инвестиционной деятельности регионов, поддержке конкурентоспособных отечественных производителей, и в первую очередь высокотех-нологичных, имеющих конкурентные преимущества на мировом рынке или способ-ных их сфор¬мировать. С этих позиций исключительно актуальной выступает проблема ак¬тивизации инвестиционной деятельности как фактора экономического роста.
3.2. Механизм разработки инвестиционной программы
Для разработки инвестиционной программы нами предлагается осуществле-ние трех блоков: анализ соответствия целей предприятия разрабатываемой инве-стиционной программы; анализ хозяйственного портфеля кампании и расширения деловой активности предприятия.
В первом блоке четко определяют стратегические цели предприятия, такие как финансовые, рыночные и социальные. На первом месте для ОАО «Роснефть-Артаг» всегда стоят финансовые цели, предусматривающие прогнозные размеры минимальной и целевой прибыли. Минимальный размер прибыли позволяет субъ-ектам хозяйственной деятельности вести простое воспроизводство, что характерно при применении стратегии выживания предприятия в тяжелых экономических ус-ловиях.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абрамов А.Е. Основы маркетинга финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. - М., 1994-96 .
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического маркетинга. - М.: Финансы и статистика, 1994.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М., 1995.
4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М., 1994.
5. Борисенко А.Н. Структурная политика и инвестиционная деятельность в аг¬ропромышленном комплексе. - Ростов-на-Дону, 1997.
6. Бородина Е.М. и др. Финансы предприятий. – М., 1995.
7. Бухгалтерские и уставные документы ОАО «НК «Роснефть-Артаг».
8. Горчикова И.Н. Менеджмент. - М., 1994.
9. Джей К. и др. Финансовый менеджмент. - М., 1996.
10. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (в ред. Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ).
11. Зубко Н.М. Экономическая теория. Минск, 1998.
12. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики. - М., 1998.
13. Игнатова Л.А., Скородумова М.А. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта цеха (участка). - М., 1996.
14. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. – СПб., 1998.
15. Ковалев В.В. Финансовый маркетинг: Управление капиталом. Выбор инве¬стиций. Маркетинг отчётности. - М., 1996.
16. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М., 1995.
17. Коммерческое право. Под ред. Попондопуло В.Ф и др. - СПб., 1998.
18. Крейнина М.Н. Финансовый маркетинг предприятия. Методы оценки. - М., 1997.
19. Курс переходной экономики. Под ред. Л.И. Абалкина. - М., 1997.
20. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. - М., 1994.
21. Миловидов В.Д. Паевые инвестиционные фонды. - М., 1996.
22. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М., 1996.
23. Роберт Н. Холт Основы финансового менеджмента. - М., 1993.
24. Рындин А.Б, Шамаев В.И. Основы финансового менеджмента на предприятии - М., 1995.
25. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1996.
26. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С.
- М., 1996.
27. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М., 1993.
28. Шеремет А. Д. Теория экономического маркетинга. - М., 1994.
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М., 1997.