Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир! - создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды - будь это «Евгений Онегин» или «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Капитанская дочка» или «Буря мглою небо кроет». Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе: это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни.
«У каждого возраста свой Пушкин» - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключенный в стихотворном ритме. Выразительно охарактеризован Белинским пушкинский стих: «Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря... Если бы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса
Можно спросить у ребят, что заставляет нас предугадать неизбежность сурового наказания Балды? Все поведение попа говорит о том, что расплата придет. Есть сила, которая карает, таких как поп. Эта сила самая справедливая и она воплощена в самом Балде.
У детей существует довольно твердое понятие о поведении попа и Балды. Через сказку ребенок глубже проникает в образ Балды: он совершает правосудие над злыми людьми. В Балде воплощено народное представление о добре и зле, выражены надежды на лучшую жизнь, когда все будут добры, честны, трудолюбивы и гуманны. Недаром в конце Балда берет расчет с попа, а поп, не выдержав позора, сходит с ума.
Об отношении детей к сказочному вымыслу и о вере в сказочное чудо говорит Пушкин в данной сказке. Живо воспринимая сказку, дети доверяют ей. Они склонны даже поверить в реальное существование героев и хотят что-то перенять у них и перенести в сегодняшний день и в будущее.
Конечно же, все их симпатии на стороне Балды, но а поп со своей семьей им чужд и ненавистен. В целом ученики разделяют взгляды Пушкина, нарисованные в данной сказке. Сказочный мир воспринимается детьми как мир солнечный и прекрасный, где покончено с горем и несправедливостью, где нет места злобе и насилию, жестокости и обману, где царят правда и красота, где человек добр и нравственно чист, гуманен, где живут в радости.(29, с.64)
Сказку нельзя представить без чудес. И «Сказка о попе и работнике его Балде» не обходится без них. А в образе Беса появляется новый персонаж, он говорит человеческим голосом. Простой, наивный Балда, образ которого утверждает добро и справедливость, обречен на поражение, но бесы проигрывают ему спор и беспрекословно подчиняются новому хозяину. Тем самым именно бесы помогли Балде рассчитаться с жадным и бессовестным попом, который не пережил позора и сошел с ума, и это одно из самых неотразимых чудес.
Каково значение этой сказки в наши дни? Не устарела ли она сейчас и не следует ли рассматривать ее лишь как обычную бытовую сказку исторического прошлого?
Содержание сказки намного шире бытового конфликта между попом и Балдой. Оно более емко и значительно. Здесь дается поэтическая оценка Пушкиным поведению человека в семье, в обществе, его душевные качества. Народ резко осуждает таких людей как поп – своекорыстных, эгоистичных и злобных, тех, кто достигает личных благ за счет притеснения других, кто старается жить обманом и неправдой. Сказка встает на защиту людей честных, трудолюбивых, скромных и простых, способных противостоять жизненным трудностям.
Уроки внеклассного чтения по сказкам Пушкина покажут, что детям нравятся сказки своим волшебством, неистощимой фантазией. И в этом великий смысл сказок Пушкина. На этих уроках наши ученики увидят, что содержание сказочной фантастики глубоко и мудро, а сама сказка Пушкина – это бесценный дар истинного искусства.
7. Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».// Литература в школе, 1982, № 5. Стр.57-62.
8. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина.М.,1988г.
9. Зуева Т.В. Фольклорные и литературные особенности сказок А.С.Пушкин.// Рус.речь.- 1999.№3.
10. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность: О некоторых гранях пушкинского гуманизма. М., 1982.
11. Коровин В.И. Романтические настроения в пушкинской лирике 20-х годов.// История романтизма в русской литературе. 1790-1825. М.,1979.
12. Кудрявцева Л.С. У пушкинского Лукоморья: (Анализ иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина). //Начальная школа. – 1999. № 6.
13. Кузнецова Л.М. Пробуждающая любовь к Пушкину: (Об организации внеклассной работы по литературе). Литература в школе, 1980, №3.
14. Маршак С.Я. Воспитание словом. М., 1961.
15. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е г. (1830-1833) Л.,74.
16. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е г. (1834-1836) Л., 82.
17. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов, 1980.
18. Медриш Д.Н. Шестая сказка Пушкина, или Для чего собирались звери.// Рус.речь.- 1994. №1.
19. Мейлах Б.С. Творчество А.С.Пушкина. М.,1984.
20. Мещеряков А.С. Пушкин А.С.: «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».// В кн. Изучение литературы в 4 классе. М.,1975.