Причина такой начальной точки отсчета в условиях рыночных отношений очевидна. Все начинается с рынка и заканчивается рынком: товар или услуга находят или не находят сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Итогом этого будет прибыльность или убыточность предприятия.
В современном мире маркетинг рассматривается как планомерная деятельность предприятия, направленная на проведение гибкой и экономически эффективной товарной, ценовой и сбытовой политики на рынке, достижение успеха в конкурентной борьбе. Маркетинг с одной стороны обеспечивает непрерывный поток ресурсов, денежных средств, информации о конъюнктуре рынка, а с другой стороны - управление процессом реализации продукции путем целенаправленного воздействия на рынок сбыта и основные факторы его функционирования.
Практика показывает, что, даже если на предприятии произвели качественный товар, сформировали цены, учитывая ситуацию на рынке - это не является гарантией того, что клиенты "встанут в очередь" за продукцией. Время дефицитного рынка прошло, сегодня конкуренция такова, что производитель должен немало потрудиться для того, чтобы найти потребителя и сделать из него своего постоянного партнера.
Решение этого вопроса требует серьезного подхода, и от правильности принимаемых решений во многом зависит успех всего бизнеса.
Сбыт давно уже выдвинулся на первое место. Все основные капиталы были сначала заработаны в области умелой торговли. И те предприятия, которые ищут успех только в своем техническом перевооружении, рискуют попасть в замкнутый круг, не умея продать и то, что могли бы делать сегодня, на том оборудовании, которое у них есть. Для того, чтобы это умение появилось и принесло реальный результат, необходимо, наконец, придать самое высокое значение сбытовой службе, научить ее специалистов, вооружить их всеми необходимыми современными инструментами сбыта, а самим руководителям понять, что от ее деятельности как раз и зависит жизнь любого предприятия.
Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается важностью и необходимостью определения наиболее динамично развивающихся компаний, руководство которых понимает необходимость в управлении процессом реализации продукции. При этом понимая, что предприятия не придерживающиеся этого правила тоже развиваются, но явно менее интенсивно. Их тормозят постоянные ошибки и просчеты, на ликвидацию последствий которых уходят значительные ресурсы, в том числе временные. Удержать, либо завоевать лидерство, в этой ситуации становится очень сложно, поиск единственно правильного решения - основное условие успешного развития производства в условиях рынка.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к управлению процессом реализации продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
За анализируемый период произошло уменьшение имущественных средств на 2,55% , а именно за счет снижения оборотных активов на 5,05% и увеличения внеоборотных активов на 1,25%. При этом нематериальные активы и краткосрочные финансовые вложения выбыли из состава имущества предприятия, а размер основных средств увеличился на 6,42%, запасы и НДС на 20,94%. Размер дебиторской задолженности уменьшился на 25,34%, размер краткосрочных финансовых вложений и денежных средств на 86,99%.
Пассив бухгалтерского баланса ООО «УК Кесми» представлен собственным капиталом и краткосрочными обязательствами. Долгосрочных обязательств организация не имеет. Собственный капитал ООО «УК Кесми» в 2002 и 2003 году состоит из уставного капитала, добавочного капитала, непокрытых убытков прошлых лет, нераспределенной прибыли отчетного года. В 2004 году вместо нераспределенной прибыли отчетного года предприятие имеет непокрытый убыток отчетного года. Размер уставного и добавочного капитала у предприятия не изменялся. В 2003 году по сравнению с 2002 годом размер нераспределенной прибыли отчетного года увеличился на 100,54%. Размер же непокрытого убытка прошлых лет организации уменьшился на 12,68% в 2003 году по сравнению с 2002 годом и на 24,97% в 2004 году по сравнению с 2003 годом. В результате в 2004 году по сравнению с 2002 годом непокрытый убыток прошлых лет уменьшился на 34,49%, то есть убытки прошлых лет в целом по предприятию имеют тенденцию к уменьшению.
Краткосрочные обязательства ООО «УК Кесми» представлены лишь кредиторской задолженностью. В 2003 году по сравнению с 2002 годом размер кредиторской задолженности увеличился на 6,10%, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом уменьшился на 18,06%. В результате в 2004 году по сравнению с 2002 годом кредиторская задолженность по предприятию уменьшилась на 34,49%.
Изменения, произошедшие в активе и пассиве баланса с 2002 по 2004 год, оказали влияние на изменение их структуры (Рис.2.1 и Рис. 2.2).
Таким образом, изменения структуры активов в целом можно признать отрицательным, так как увеличилась доля внеоборотных активов и увеличилась доля наименее мобильных оборотных активов – запасов с НДС. А изменения структуры пассивов в целом можно признать положительными, так как доля собственного капитала увеличилась, а заемного (кредиторской задолженности) уменьшилась.
Балансовый отчет помогает определить риск, а отчет о прибылях и убытках служит для оценки финансовых результатов предприятия. Анализ отчета о прибылях и убытках проводится в динамике по итогам за каждый временной период в отдельности.
1. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра-М, 2001.
2. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент. Петрозаводск, 2001.
3. Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: Инфра-М, 2001.
4. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. – М.; Изд. «Финпресс», 2001.-656с.
5. Демин А. А., Акулов В. Б. Фирма: испытание рынком. СПб, 2004.
6. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг: Учеб. пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылевой.- Мн.: «Экономпресс», 2002. - 400с.
7. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. И доп. – Д.: Сталкер, 2001. – 432с.
8. Завьялов Г.С. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 2001.
9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Изд. дом «Вильямс»,2002. – 1056с. – Парал. Тит. Англ.
10. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
11. Ковалев В.В.Введение в финансовый менеджмент.: М.:Финансы и статистика. 2001.
12. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000
13. Мескон М. Х., М. Альберт "Основы менеджмента", Москва, "Высшая школа", 2000.
14. Муромцев С.В. Маркетинг для менеджеров. – Краснодар.; «ООО ФЛЕР - 1»2003 – 219с.
15. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000
16. Ойхман Е., Попов Э. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., 2003
17. Ребрин Ю.И. Управление качеством Учебное пособие Таганрог, изд-во ТРТУ 2004г
18. Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления // Росс. Экономический журнал 2004 №10
19. Тейлор "Основы научного менеджмента" Москва, "Высшая школа", 2001.
20. Урман Л.И., Метова Л.Н. Финансовое планирование – инструмент для совершенствования управления предприятием// ЭКО. 2004.
21. Хоскинг "Курс предпринимательства", редакция В.Рыбалкина, Москва, "Международные отношения", 2003.
22. Хлусов В. П. Основы маркетинга – М.: «Приор», 2000, 160с
23. Феоктисова Е.М., Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1993. – 80с.: ил.
24. Феоктистова Е. М, Краснюк И.Н "Маркетинг: теория и практика", Москва, "Высшая школа", 2001.
25. "Организация, планирование и управление предприятиями издательской промышленности" под редакцией П.М.Стуколова, Москва, "Высшая школа", 2002.
26. Академия рынка: маркетинг: пер. с ф./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар и др.; Науч. Ред. .А. Г. Худокормов. – М.: Экономика, 2000. – 572с.
27. Гольцов А. Новиков Ф. Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периодв //Маркетинг.-2004.-№4
28. Залпинов П. Конкурентоспособность полиграфической продукции // Российский экономический журнал.-2005 г.-№2
29. Стубайло С.М.Организация продаж в издательском бизнесе// Торговля , 2005 № 2.
30. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 76-81.
31. Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 92-97.