ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Создавшаяся в нашей стране сложная социально-экономическая ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно, несут как большие возможности, так и серьёзные угрозы для каждой личности, вносят значительную неопределённость в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой обстановке приобретает особую значимость, позволяя обобщить и реализовать широкий спектр вопросов по адаптации и учёту личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Как в зарубежной, так и в отечественной практике были этапы административно-командного, персонального, кадрового и ресурсного подходов к человеку на производстве. С позиции сегодняшнего дня мы можем сказать, что подход к человеку с точки зрения человеческого ресурса, который базируется на его капитализации, является единственным подходом, за которым будущее. Управление работниками в любой стране должно строится на объективной необходимости рассматривать их как человеческий ресурс.
Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направленных на стимулирование предприимчивости и развитие рыночных отношений предприятий с разными формами собственности недостаточно эффективно для современного уровня развития. Одной из основных причин является слабая обеспеченность необходимыми человеческими ресурсами, способными на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи в условиях перехода к рыночной экономике. Разрешению данной проблемы должна способствовать продуманная система работы с персоналом. Надо отметить, что степень проявленности принципа управления персоналом как человеческими ресурсами в конце 19-го начале 20 века был невесомым. Но призывы великих мыслителей-экономистов и предпринимателей – Д.Риккардо, А.Смита, Ж.Б.Сэя, У.Петти, Ф.Кени, К.Маркса, и др., охватившие этот период, всегда подчёркивали, что человек в производстве – это главное богатство.
ГЛАВА 3. Мировой опыт управления человеческими ресурсами.
§1.Японский опыт управления человеческими ресурсами.
От престижа фирмы, на которую работает японец, в зна¬чительной мере зависит его признание в обществе. В общест¬венном сознании трудовая жизнь равноценна личной, индиви¬дуальное выживание и развитие человека зависят от выжива¬ния и развития предприятия, на котором он работает. В этих условиях работник отождествляет себя со своей фирмой и го¬тов разделить ее судьбу. Японские компании — это не только хозяйственные единицы, но и в значительной мере социальные организации. Ка¬ждая фирма имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на искренность, гармонию, сотрудни¬чество, вклад в улучшение жизни общества. Основные факто¬ры, определяющие престиж компании в Японии, — это ее правовой статус, контролируемая доля рынка, членство на бирже и корпоративная философия. Эти показатели более важны, чем цена акций и (или) уровень прибыльности. Престиж компании определяет ее доступ к внешним финансовым источникам, возможности привлечения человеческих ресурсов с высоким потен¬циалом. Корпоративная философия находит отражение в иерархи¬ческой структуре фирмы, системе организации труда, произ¬водства и управления.
При построении систем труда в Японии ориентируются на неформальность, гибкость и кооперацию. Организационные принципы японской компании: ориентация на рынок; непрерывное внедрение новшеств; внимание не к отдельным функциям, а к их взаимосвязи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие/ Авдеев В.В.. -М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Айрапетов А.Г. Роберт Оуэн: [Анг. гуманист, социалист-утопист (1771-1858)]// Айрапетов А.Г. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени: Учеб. пособие/ А.Г. Айрапетов, А.И. Юдин. - М., 1991.
3. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей/ Борисова Е.А.. -СПб.: Питер: ПИтер Принт, 2003.
4. Брянцева Е.Н. Менеджмент персонала: Учеб. пособие/ Брянцева Е.Н.. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.
5. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Про¬гресс, 1990.
6. Волгин Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.
7. Волгин Н.А. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. М.: Изд-во РАГС, 1998.
8. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
9. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1996.
10. Дизель П. М., Мак-Кинли Ранъян У. Поведение человека в организации. - М. 1993.
11. Дресвянников В.А. Организация центра оценки персонала/ Дресвянников В.А.. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. -207 с.
12. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: пер. с англ.:
Уч. пос. М.: ИД «Вильяме», 2001.
13. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М., 2003.
14. Егорин АЛ. Управление персоналом: учебник для вузов. Н.
Новгород: НИМБ, 2001.
15. Жув Д. Подбор персонала/ Жув Д., Массони Д.; Пер. с франц. под ред. И.В.Андреевой. - СПб.: Издат. дом "Нева", 2003. - 95 с
16. Журавлев П.В., Кулатов М.П., Сухарев С.А. Мировой опыт в
управлении персоналом. - М.: Рос. Экон. Акад., 1998.
17. Захаров Д.К. Маркетинг персонала: Монография/ Захаров Д.К.. -М.: ГОУВПО Гос. ун-т управления, 2003. -126 с.
18. Ирибарн Ф. Управление предприятиями: влияние национальных традиций // Общественные науки за рубежом. Се¬
рия 2. Экономика. - 1992. - № 3.
19. Исаенко А. Н. Кадры управления в корпорациях США. М.:
Наука, 1988.
20. Исаенко А.Н. Сравнительный анализ моделей инвестиций в человеческие ресурсы (США — Россия). РАН, Институт США и Канады, М., - 2000.
21. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие для студентов вузов/ Кибанов А.Я., Дуракова И.Б.. -М.: Экзамен, 2003.
22. Конвенции и рекомендации, принятые Международной
конференцией труда: В 2т. МВТ. Женева, 1991.