ВВЕДЕНИЕ
Важным ресурсным компонентом национальной инновационной системы является информационное обеспечение инновационной деятельности. Развитие и совершенствование информационной инфраструктуры научно-инновационной сферы имеет многоплановый комплексный характер и ведется по следующим направлениям:
• совершенствование государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и развитие информационных ресурсов в целях обеспече-ния эффективной информационной поддержки различных стадий инновацион-ного процесса;
• развитие компьютерной сети, обеспечивающей условия эффектив-ного взаимодействия всех участников инновационного процесса с использова-нием современных телекоммуникационных технологий;
• разработка и использование новых информационных технологий, повышающих эффективность работы информационной инфраструктуры науч-но-инновационной сферы.
Инновационный процесс представляет собой последовательность дейст-вий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу или техно-логию и обеспечению их практического использования в народном хозяйстве.
Этот процесс направлен на создание востребованных рынком новых то-варов (продуктов, услуг и технологий), поэтому целевая ориентация и темпы осуществляемой в его рамках инновационной деятельности существенно зави-сят от состояния социально-экономической среды, в которой он осуществляет-ся.
Ввиду не полноты первоначальных представлений о полном наборе по-требительских свойств нового товара может происходить расширение (по срав-нению с первоначально предполагавшейся) области его применения. При этом инновационный процесс может продолжаться за счет выхода нового товара (при осуществлении некоторой его модификации) в новые для него области применения и на новые рынки.
Проблемы инновационной деятельности
Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означа-ет, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической мо¬тивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фир¬мы нереален без инновационного менеджмента. Чтобы харак¬теристика инновационного менеджмента не только как области исследо-ваний, но и практической деятельности стала более от¬четливой, приведем ха-рактеристику наиболее актуальных про¬блем, которые обычно решаются в рам-ках менеджмента про¬дуктовых инноваций.
Исследование рынка для новых продуктов (потребностей, емкости рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене про¬дукта, предпочтений потребите-лей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяе¬мости нового продукта с другими продуктами и услугами и т.п.). Выбор целе-вых сегментов рынка для нового продукта и его мо¬дификаций, а также страте-гии продвижения продукта к потре¬бителям (выработка методов ознакомления их с продуктом, сер¬тификация продукта, реклама, работа с клиентами).
Прогнозирование деятельности, характера и стадий жиз¬ненного цикла нового продукта (на этой основе принятие реше¬ний о размере и характере соз-даваемых под продукт производ¬ственных мощностей, оптимальном объеме ка-питаловложений, методах амортизации специального технологического обору-до¬вания, о выборе между покупкой либо арендой оборудования, типах и сроках трудовых контрактов для привлекаемых работ¬ников, глубине их переквалифи-кации и т.д.).
2.4. Маркетинг как основной источник информации для инновационного процесса
Инновационная среда предприятия складывается из инновационного по-тенциала, дающего оценку состояния внутренней среды предприятия (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и иннова-ционного климата, дающего оценку состояния его внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка).
Анализ инновационной среды организации сложен и трудоемок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения. В дополнение к таким фундаментальным методам как системный анализ, целевой и ситуационный применяется метод “SWOT-анализа” – оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды. Аббревиатура SWOT:
S – trength (сила), W – weakness (слабость), O – opportunity (возможность), T – threat (угроза). Анализ среды фирмы осуществляется с целью:
выявления в ее потенциале силы (S);
выявления в ее потенциале слабости (W);
установления возможностей (O), предоставляемых организации ее внешней средой;
выявления угроз (T) для фирмы со стороны внешней среды.
После составления списка сильных и слабых сторон потенциала органи-зации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, устанавлива-ют связи между ними.
Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа (рис. 2.3. и 2.4). Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: со-стоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состоя-ния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала фирмы. На пересечении 22 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
I. Поле SO – “сила-возможности”. Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представив-шихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию использования возможности.
II. Поле ST – “сила-угрозы”. Фиксируются те слабые стороны потен-циала организации, которые не дают шансы использовать предоставившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (с изменениями от 31 июля 1998 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ-Студент»;
2. «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный Закон РФ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января 2000 г.) // СЗ РФ от 10 января 2000 г., № 2, ст. 162;
3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области": Закон Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ;
4. Алик Р.А., Бородянский В.И., Бурин А.Г. и др. САПР изделий и технологических процессов в машиностроении, 1986. – С.10.
5. Андреев М.И., Аркатова О.Е. Особенности создания структуры инновационного предприятия в современных условиях. IV Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия молодых – экономике России», 2003. – C.203
6. Алферова Л.А. Налоговая система. – Томск: ТМЦДО, 2000. – 160 с.
7. Афанасова М.А. Организационно-экономическое обоснование дипломных проектов / учебно-методическое пособие. - Томск, 2000. – C. 68
8. Белобрагин В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка.— М.: Изд-во стандартов, 1994. – C.100
9. Белоусов В.Л., Мухин В.И., Шленова Е.В., Шумянкова Н.В. Научно-технологический маркетинг как специфическая функция управления предприятиями научно-технической сферы. Автоматизация и современные технологии, 2001. - № 10. - С. 35
10. Бердашкевич А. П. Будущее российской инновации // ЭКО. 2000, №2, С. 57-69;
11. Варфоломеева Ю. А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. – М.: Ось-89, 2006. 144 с.
12. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2002.
13. Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. - М. 2005, 240 с.
14. Гайоненко Н. Инновационная политика // Вопросы экономики, 1997, №9;
15. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
16. Гохберг Л. Национальная инновационная система России. // Вопросы экономики. 2003. №3. С. 26-44.
17. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Наука, 2002. – 340 с.
18. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 2004.
19. Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. - М.: Экономика, 2004.
20. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. – М. 2003 . 236 с.
21. Житенко Е.Д. Как стимулировать инновационную деятельность? // ЭКО. 2002. №3. С. 47-61.
22. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 1997.
23. Исследование систем управления: Учебник / Мухин В.И.- Национальный институт бизнеса, 2000. – C. 187
24. Кирпичников М.П. Переход к экономике инновационного типа // ЭКО. 1999 № 5. С. 16-19;
25. Кричевский C.Ю. Планирование качества продукции. – М.: Экономика, 1988. – C.156.
26. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ 24.07.98 № 832. «Российская газета», 19.08.98.
27. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. // Вопросы экономики. 2003. №3. С. 4-25.
28. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2005.624 с.
29. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Финансирование инновационной деятельности в России. // ЭКО, №6, 2005. С. 18-22.
30. Макаров В. Контуры экономики знаний. // Экономист. 2003. №3. С. 3-15.
31. Мельников А.В. Основные направления и задачи совершенствования методов оценки и управления рисками. Материалы Всероссийской конференции.
32. Мексон М.Х., Альберт М.. Хедоурн Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. – C.84
33. Модынский В.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: Наука, 2000. – 450 с.
34. Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004. - 280 с.
35. Никифорова С.В. Теоритические и методологические аспекты стратегического маркетинга. СПб.: Издательство Санкт-Петербурского университета экономики и финансов, 1996. – C. 240
36. Орлов А.И. Учебник по менеджменту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
37. Павлючук Ю.Н. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №4.
38. Семенова Е. Возможности инновационного типа развития. // Экономист, №3, 2005. С.14-26.
39. Толковый словарь «Бизнес и право» справочно-правовой системы «ГАРАНТ-Студент».
40. Фатхутдинов Р.А Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел - Синтез»», 1998. – C.120
41. Фонштейн Н.М. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий. М.: АНХ, 1999. – C. 145.
42. Шаборкина Л. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский Экономический Журнал. 2004, № 7.
43. Ямпольский В.З. Теория принятия решений.– Т.: Томский политехнический институт, 1978. – C. 58.