ВВЕДЕНИЕ
Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка. Ведущую роль в это время играет взрослый. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. В семье, как в первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками общения, приобщение его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю жизни.
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе. У ребенка же выросшего в атмосфере чрезмерного внимания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма.
Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный «механизм», определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это процесс социальный в самом широком смысле.
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско–родительских отношений в семье.
Проблема – каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.
Цель исследования – изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.
Объект исследования – семьи, обратившиеся за помощью к психологу в центр «Брак и семья» в период … такого-то по такое-то.
Предмет исследования – особенности влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза – целенаправленная программа психологической помощи родителям из неполной семьи позволяет корректировать влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность проблемы детско-родительских отношений в современной психологии и педагогике
- дать характеристику стилей родительского воспитания с учетом особенностей неполной семьи
- изучить особенности влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- разработать и экспериментально апробировать программу коррекции влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностические: тестирование родителей по методу Варга А.Я., Столина В.В., тестирование детей по методике Марцинковской Т.Д. – «Лесенка», наблюдение;
- математические методы обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база – исследование центра «Брак и семья» г. Саров. В исследовании приняло участие 10 семей, обратившихся за помощью в период с сентября по декабрь 2003г.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта сущность проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка в семье в современной психологии и педагогике, и выявлены особенности влияния детско-родительских отношений в неполной семье на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработана и экспериментально апробирована программа психологической коррекции влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста в неполной семье. Полученные результаты могут быть использованы для проведения семинаров с педагогами дошкольных учреждений, для информационно-просветительской деятельности среди родителей, в консультативных центрах и кабинетах в ДОУ, для лекций в педучилищах и других учебных заведений.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
1.3 Особенности детско-родительских отношений в неполной семье.
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной [54, 118].
Главными отличительными особенностями неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. В такой семье чаще всего не возникает такие трения, которые неблагоприятно влияют на развитие осиротевшего ребенка.
По статистическим данным почти половина заключаемых в наше время браков оканчивается разводами, а это означает, что каждый год около 1 миллиона детей сталкиваются с распадом своих семей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ада Делла Торре. Ошибки родителей.-М.: Прогресс 1984.
2. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга;М.: Академия; 1996.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: за¬чем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.Норма и отклонения.-М.: Педагогика; 1990.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.
7. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.
10. Винникот Д.В. Разговор с родителями. — М., 1995.
11. А.Я.Варга, В.В.Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
12. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. -М., 1979.
13. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат,1992.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. 2001.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1995.
16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1986.
17. Долъто Ф. На стороне ребенка. — М.; СПб., 1997.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.
19. Захаров Л.Н. Понимать друг друга.-М.: Московский рабочий;1987.
20. Захаров С.Б., Иванова А.Е. Рождаемость и брачность в России//Социс. – 1997.- № 7
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
22. Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000.
23. Крупина И. В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - 2-е изд. - М., 1996.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
25. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. – М., 1979.
26. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
27. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.
28. Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чеш¬ского.-М., 1992.
29. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002.
30. Мещерякова С.Ю. Младенец: становление основ личности // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11
31. Мухина В.С. Возрастная психология: фенаменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
32. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед.учеб.заведений: 3 кн..Психология образования.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС;1997.-608.632с.
33. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. - М., 1994.
34. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.,1993.
35. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
36. Обухова Л. Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический ас¬пект детского развития. — М., 1999.
37. Петровский А.В. Психология о каждом из нас.-М.: Российский открытый университет; 1992.
38. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я. Пи-липовского. — М., 1992.
39. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1992.
40. Развитие личности ребенка / Пер. с англ./ общ.ред. А.М.Фонаревоа.-М., Прогресс.1987.
41. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
42. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. — М., 2000.
43. Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. – 1991. - № 6.
44. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопросы психологии №3.-М.: Школа-Пресс; 1999.
45. Спиваковская А.С. Как быть родителями.-М.: Просвещение;1986.
46. Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании.М.: Просвещение;1990.
47. Синяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.2002.
48. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.
49. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1991.
50. Фромм А. Азбука для родителей //Пер.И.Г.Константиновой.-Л.: Лениздат,1991.
51. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. ' Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск, 1993.
52. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
53. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.
54. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС,2003. – 272 с.
55. Чуковский К.И. От двух до пяти. М, 1990.
56. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.Курс лекций.-М.: Апрель-Пресс,ЭКСМО-Пресс;2000.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
59. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. М., 1989.