Дипломная по теме: Работа социального педагога с неполной семьей в школе

Название работы: Работа социального педагога с неполной семьей в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение . 3

Глава I Теоретические основы работы социального педагога с неполной

семьей в школе

§1. Проблема семьи в научной психолого-педагогической и социальной

литературе.7

§2. Особенности воспитания ребенка в неполной семье.23

§3. Основные направления работы социального педагога с неполной семьей в

школе.38

Глава II Экспериментальное исследование по выявлению основных

направлений работы социального педагога с неполной семьей в школе

§1. Изучение особенностей неполной семьи. Диагностика семьи и семейного воспитания.59

§2. Комплексная программа помощи неполной семье по улучшению морально – психологического климата в семье и повышению воспитательного потенциала родителей.70

Заключение .80

Библиография.83

Приложения.88

Выдержка:

Введение:

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только семьи «группы риска», но и вполне благополучные семьи.

В данной работе будет подробно изучена такая категория семей «группы риска», как неполная семья. Именно в таких семьях снижены ее адаптивные способности, они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому для социального педагога они представляют наибольшую трудность в решении возникающих проблем. Одной их главных проблем является социализация детей из неполных семей. Грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога с родителями, педагогами помогает решить проблему адаптации детей в обществе [9].

Глава 2:

В конце занятий необходимо обобщить все то, что было нам встречах, подчеркнуть самостоятельность семьи, обсудить дальнейшую жизнь неполной семьи. Предполагается, что к этому времени семья прояснила свое актуальное состояние, природу и причины нарушений взаимоотношений с ребенком, осознала возможности изменений каждого члена семьи, необходимость равномерного распределения ответственности за семейную боль.

Предложенная программа включает следующие позиции:

1. Выявление причин детских нарушений, приводящих к дезадаптации.

2. Информирование родителей о возможных путях и способах решения детских проблем в неполной семье.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности одиноких родителей, педагогов, оказание им консультативной и методической помощи.

4. Формирование педагогических знаний у родителей: понимание важности авторитета родителя, общие представления о воспитании ребенка в неполной семье, психология поло-ролевой идентификации при отсутствии одного из родителей.

5. Формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком.

6. Обеспечение взаимодействия семьи, детей и школы.

7. Смягчение социальных и психолого-педагогических факторов, негативно влияющих на развитие неполной семьи и семейное воспитание.

8. Реализация потребности ребенка в общении, обогащение опытом, взаимной информацией.

Как правило, воспитательный потенциал неполных семей невысокий. Многие родители не умеют применять на практике педагогические знания, правильно распределять свои педагогические силы. Поэтому идет поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании ребенка, улучшения взаимоотношений между членами неполной семьи. Именно для реализации этих целей была разработана данная программа помощи неполной семье.

Таким образом, исходя из полученных данных диагностики неполной семьи, мы видим, что каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств. Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходится совмещать функции обоих родителей. Особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений ребенка с противоположным полом. Чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе, предлагается программа, разработанная не только для родителей и детей, но и педагогов. Эта программа предоставляет школе возможность распознать проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях и соответственно на них реагировать. Комплексная программа помощи неполной семье по улучшению морально – психологического климата в семье и повышению воспитательного потенциала родителей сможет обеспечить тесное сотрудничество школы и семьи, что представляет в своем роде шанс для своевременной и целенаправленной помощи неполной семье для создания нормальных социальных условий ее развития.

Заключение:

Анализ педагогической литературы, исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что семья является первичной социальной ячейкой общества, в которой происходит формирование личности ребенка. Если семья не выполняет свою ведущую функцию – базисной социализации ребенка – в силу различного рода причин или социальных дефицитов (деформация взаимоотношений, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций, усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи), то необходимо влияние на нее извне со стороны общества. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы, цель которой – внести необходимые коррективы в ее функционирование, т.к. сегодня ядром конфликтов в семье являются недостатки родительского воспитания, усугубляемые недостатками воспитания в школе, влиянием стихийного общения и бессодержательным использованием детьми свободного времени [9].

Неполная семья находится в зоне особого внимания социального педагога, т.к. именно здесь нарушены ее социальные роли, ограничены материальные и духовные возможности, наблюдается дезорганизация семейных отношений, что находит свое отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка. Задача педагога в отношении такой семьи состоит в создании благоприятной атмосферы для развития ребенка, повышении педагогической культуры родителей, повышении социального статуса семьи, устранении причин, которые могут оказать разрушающее воздействие на семейные отношения и на психологию ребенка. Для решения этих и других проблем педагог применяет различные формы помощи семье в зависимости от ее типа и разновидности сложившейся ситуации.

Похожие работы на данную тему