Введение:
Новая парадигма образования, основанная на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды и индивидуальным интересам и способностям обучающихся, заставляет по – новому, взглянуть на образование и входящим в нее компонентам.
В настоящее время из 38,8 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т.е. 1,7 млн. детей, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Степень тяжести или выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различна: от неярко выраженных (стертых, с микросимптоматикой, с девиантным поведением и др.) до выраженных и тяжелых случаев (умственной отсталости, речевой патологии, серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, их сочетаний) вплоть до инвалидности, поэтому выбранная тема дипломной работы актуальна.
Объектом исследования является Областное государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида №2»
Предметом является системный подход к оценке качества образования и организация процесса обучения в Областном государственном образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида №2»
Цель данной работы – повышение эффективности деятельности учебного заведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать особенности образования в России;
сравнить отечественное и зарубежное образование;
выявить значение обучения на рынке образовательных услуг;
рассмотреть проблемы образования на примере школы-интернат;
отобразить ситуацию обучения школ - интернатов в Ульяновске;
предложить рекомендации по развитию школы-интернат.
В проекте были использованы методы из арсенала средств исследования системы финансирования: экономико-математические, методы системного анализа и системного подхода, графический метод и другие качественные и количественные методы.
Глава 3:
Библиотека не обладает таким фондом, который обеспечивал бы потребности школы. В настоящее время библиотека укомплектовывается с целью обеспечения наиболее полного удовлетворения запросов на программу литературу для внеклассного чтения.
Ведущей задачей библиотеки является обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся.
Вообще по данным инвентаризации на 2006 год стоимость основных фондов составляет 29260500 рублей, материальных запасов составляет 407969 рублей (приложение А).
Среднегодовая численность работников по состоянию на 01.01.2006г. составляет – 102 человека. Из них:
воспитатели и помощники воспитателей – 36;
медицинский персонал – 18, в т.ч.9 человек по совместительству;
руководители и администрация – 8;
учителя – 23 в т.ч. с высшей и 1 категорией – 11 человек.
Фонд оплаты труда по школе – интернат складывается из сумм выплат по штатному расписанию (приложение Б) и по тарификации. Сложившийся фонд оплаты труда на 2004-2005 учебный год в сумме 203,8 тыс. руб. превышает ФОТ на 2003-2004 учебный год на 9,5 тыс. руб.
Превышение обосновано рядом причин:
1. 2003-2004 уч. году повысили свою квалификацию педагоги школы-интерната: 3 педагога – с 2 категории на высшую категорию, 13 педагогов защитились на 2 категорию, у 3-х работников повысился разряд по стажу.
2. В 2004-2005 уч. году появился 11 класс, в связи с переходом 10кл. в 11кл.
3. В связи с прибытием новых учащихся образовался дополнительный 7в класс.
4. По медицинским показаниям 2 ученика переведены на индивидуальное обучение, (дистанционное образование) что вызвало повышение педагогической нагрузки учителей.
После повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в мае 2006 года фонд оплаты труда составил 311609 рублей, в т.ч. 227006 рублей по штатному расписанию, 84603 рубля по тарификации (приложение В).
Количество детей, обучающихся в образовательном учреждении – 71. Из них:
дети – инвалиды – 67;
опекаемые – 3;
находятся на индивидуальном обучении – 3;
воспитанники детского дома – 1;
число полных семей – 47;
число неполных семей – 20;
воспитывает одна мать – 18;
воспитывает один отец – 2;
матери – одиночки – 3.
Количество детей в семье:
1 ребенок – 32;
2 ребенка – 36;
многодетные – 3;
семьи с родителями – инвалидами – 2;
семьи, получающие пенсию по потере кормильца – 3;
малообеспеченные семьи – 23;
неблагополучные семьи – 2;
Социальный состав:
рабочие – 56;
служащие – 20;
интеллигенция – 5;
пенсионеры – 2;
предприниматели – 5;
безработные – 6;
домохозяйки – 24.
Возраст родителей:
20-30 лет – 9;
30-40 лет – 51;
40-50 лет – 44;
более 50 лет – 6.
Жилищные условия:
частный дом – 5;
отельная квартира – 61
Заключение:
Целью данной работы было повышение эффективности деятельности учебного заведения Областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа – интернат VI вида №2».
Для достижения цели проводились исследования по вопросу специального образования и конкретно был сделан анализ деятельности Областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа – интернат VI вида №2».
В ходе выполнения дипломного проекта были изучены нормативные документы:
1) Закон об образовании (от 10. 06.1992г.).
2) Устав Областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа – интернат VI вида №2».
3) Постановление №6 (от 31.05.1995г.).
Рассмотрев ряд первоисточников и ознакомившись с приведёнными в них данными, был проведён краткий анализ рынка образования в целом и по Ульяновской области в частности.
За последние 3 года численность детей с умственной отсталостью в специальных (коррекционных) школах-интернатах возросла на 34%,,численность детей с задержкой психического развития – на 10%, а количество детей в общеобразовательных школах в классах выравнивания (для детей с ЗПР) увеличилось на 12%. Наблюдается также постоянный рост данного контингента детей в детских домах области и в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ контингента за последние 3 года показал, что в связи с ухудшением здоровья детей соответственно увеличивается и контингент в коррекционных образовательных учреждениях Ульяновской области.
В настоящее время в нашей области 8% детей имеют разнообразные отклонения в развитии и получают различную коррекционную помощь в образовательных учреждениях.
Проведенные исследования показали, что за последние 3 года численность детей с умственной отсталостью в специальных (коррекционных) школах-интернатах возросла на 34%, численность детей с задержкой психического развития – на 10%, а количество детей в общеобразовательных школах в классах выравнивания (для детей с ЗПР) увеличилось на 12%. Наблюдается также постоянный рост данного контингента детей в детских домах области и в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ контингента за последние 3 года показал, что в связи с ухудшением здоровья детей соответственно увеличивается и контингент в коррекционных образовательных учреждениях Ульяновской области.
В настоящее время в нашей области 8% детей имеют разнообразные отклонения в развитии и получают различную коррекционную помощь в образовательных учреждениях.