Введение:
Актуальность данной тематики подтверждается и тем, что у детей в среднем школьном возрасте проявляется агрессивность различных видов - «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессивность «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессивности.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования: две группы испытуемых по шестнадцать детей среднего школьного возраста, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку, а так же по принципу происхождения из полных и неполных семей.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с ребёнком среднего школьного возраста в рамках социальной, юридической и педагогической психологии.
Теоретическая значимость работы: систематизирован и проанализирован материал по тематике агрессивности у детей среднего школьного возраста.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем агрессивности ребёнка среднего школьного возраста и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.
Во введение необходимо отметить, что профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности детей среднего школьного возраста и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами множество исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности и правонарушений детей среднего школьного возраста. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики агрессивного поведения не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения детей среднего школьного возраста. В профилактике агрессивного поведения детей среднего школьного возраста имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Потому тематика данной дипломной работы несёт в себе большую актуальность.
Глава 3:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном обществе имеется значительное количество неполных семей. Вполне естественно, что подобная ситуация складывается и с семьями детей среднего школьного возраста. И потому в данном исследовании мы попытаемся выявить взаимосвязь между уровнем агрессивности у детей среднего школьного возраста и семейными условиями, в которых протекает их жизнедеятельность.
В настоящее время исследований подобного рода практически не проводилось, что и обусловливает актуальность данного исследования
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования: две группы испытуемых по шестнадцать детей среднего школьного возраста, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку, а так же по принципу происхождения из полных и неполных семей.
Цель: провести исследование, направленное на выявление влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
По итогам анализа личных дел разделить выборку.
1. Провести Фрейбургскую анкету агрессивности.
2. Провести методику диагностики уровня агрессивности А. Ассингера.
3. Провести модификацию теста Розенцвейга, направленную на выявление уровня агрессивности.
4. Сформулировать общие выводы и рекомендации.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с детьми среднего школьного возраста в рамках социальной, юридической и педагогической психологии.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем агрессивности ребёнка среднего школьного возраста и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.
3.2. Организация и методика исследования
Описание выборки: две группы испытуемых по шестнадцать детей среднего школьного возраста, разделённые на основе отбора по гендерному и возрастному признаку, а так же по принципу происхождения из полных и неполных семей (группа I – полные семьи, группа II – неполные семьи).
Перечень использованных методик:
1. Фрейбургская анкета агрессивности,
2. Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера
3. Модификация теста Розенцвейга, направленная на выявление уровня агрессивности.
Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные ниже методики.
Описание способа обработки результатов: обработка проводилась по вычислению процентного соотношения по формуле Q = ( - 1) 100%, где Q- процентное соотношение, Х – результаты доминирующей группы, а У – результаты аутсивной группы и при помощи выявления индекса корреляции Пирсона по формуле r = .
Опишем использованные методики подробнее.
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ особенностей проявления агрессивности среднего школьного возраста.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть процесс формирования личности детей среднего школьного возраста.
3. Проанализировать особенности проявления агрессивности детей среднего школьного возраста.
4. Провести исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей среднего школьного возраста.
5. В заключение подвести итоги тематики данной дипломной работы.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, рас¬ширению и углублению того, что ребенок знал до обуче¬ния. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражаю¬щиеся в новой мотивации, новом отношении к действи¬тельности, к практике и к самим знаниям.
Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкрет¬ного человека.
Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки ребёнком среднего школьного возраста объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрывают¬ся качества его личности.
Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо¬ционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.