Введение:
Сегодня стало уже аксиомой, что формирование у детей старшего дошко-льного возраста психосоциальной готовности к обучению в школе невозможно без учета особенностей социальной среды, в которой он находится. Школьная зрелость, психологичес¬кая готовность к школе, социальная среда, в которой развивается ребенок, эти понятия рассматриваются и используются для обозна-чения уровня психического развития ребенка, обеспечивающего дальнейшую благоприятную адаптацию к школе.
К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым ав-торитетом, образцом для подражания. Поэтому, важное значение для психосо-циальной подготовки ребенка к школе имеют значимые для него взрослые, и, особенно, родители, семья.
В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обруши-ли на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое про¬тиворечие между необходимостью обеспечить нормальную жизне-деятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями боль¬шинства семей.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровожда-ется их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодет¬ных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с деть-ми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди раз-личных категорий населе¬ния в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.
Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной не-доста¬точного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) пи-тания, про¬ведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образова¬ния, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.
В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются осо-бой опас¬ности. Проблемы основной массы современных российских семей хо-рошо извест¬ны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроен-ность, безработи¬ца, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межлич-ностных отношений, от¬сутствие взаимоуважения, пьянство.
Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитатель-ной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребно-стей семьи, а также с возвращением в семью многих видов работ, ранее выпол-нявшихся сферой услуг.
В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоци-альный образ жизни, и т. д.
В результате нарушаются психологические связи между ребенком и ро-дителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидаль-ным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Глава 2:
Методологической основой программы послужили методические реко-мендации авторов книг: Н.В.Клюевой, Р.В.Касаткиной «Учим детей общению», Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг».
Цель: преодоление социальной дезадаптации детей.
Задачи:
Программа направлена также на развитие средств самопознания тревож-ных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позво-ляющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст явля-ется благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анали-зировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.
Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 5 не-дель.
Участники программы: старшие дошкольники и младшие школьники.
Место проведения. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно распола-гаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьно-го урока. Занятия проводились два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечи-валась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требо-вало специальных материалов: понадобились только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями хранились у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.
Ожидаемый результат: нормализация эмоционального состоянии детей, оптимизация межличностных отношений.
Программа была реализована в три этапа:
1. Ориентировочный (2 занятия)
2. Реконструктивный (6 занятий)
3. Закрепляющий (2 занятия)
Каждый этап предполагает работу по основным блокам:
1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, ус-воение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов меж-личностных отношений.
Заключение:
В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
1) дана оценка состоянию проблемы формирования психосоциальной готовности старших дошкольников к обучению в школе на основе изучения и анализа психолого-педагогической и теоретико-методической литературы;
2) подобраны диагностические методики и проведено диагностиче-ское исследование психосоциальной готовности старших дошкольников к обу-чению в школе;
3) разработана коррекционно-развивающая программа по профилак-тике социальной дезадаптации.
В результате нашего исследования были установлены следующие взаи-моотношения:
- между отношением к школе в семьях воспитанников и трудностями об-щения дошкольников со сверстниками;
- между уровнем взаимоотношений со сверстниками и взаимоотношений с чужим взрослым (учителем, педагогом, воспитателем).
Таким образом, было выявлено, что взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и отношение к школе являются компонентами и значимыми показа-телями психосоциальной готовности детей к школе.
Полученные результаты подтвердили правильность выводов исследова-ния и правомерность использования выбранного диагностического инструмен-тария.
Таким образом, было доказано, что психосоциальная готовность ребенка к школе выражается в умении ребенка устанавливать контакты со сверстника-ми и учителями, а так же в характере его отношения к школе, которое опреде-ляется в семье.
Итак, цели и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза получала эмпирическое подтверждение.
В государственной политике и в общественном сознании российского на-селения отсутствует понимание механизмов взаимосвязи экономики, социаль-ной и культур¬ной жизни семьи и ребенка. Речь идет не столько о социальном обеспечении в па¬терналистском значении этого слова, сколько о необходимо-сти реализации собст¬венной активности детей и взрослых. Решение экономиче-ских и социальных про¬блем невозможно без определяющего влияния духовной и нравственной составляющей жизнедеятельности граждан России.
Укрепление семейных отношений приобретает сегодня все большее зна-чение. Поэтому исключительно важно положение Плана действий по осущест-влению Все¬мирной декларации о том, что "для всестороннего и гармонического развития лич¬ности дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере сча-стья, любви и пони¬мания".
В семье проявляют себя все содержательные противоречия социальной жизни человека, и они имеют возможность разрешаться на качественно ином уровне, чем уровень государства. Взаимная любовь и поддержка членов семьи делают семью уникальным социальным институтом, когда любая проблема ре-шается с точки зре¬ния максимального учета достоинства и интересов обеих сторон. Гармоничные се¬мейные отношения позволяют разрешить "вечные" противоречия между насилием и свободой, эгоизмом и альтруизмом, духовным и материальным, жизнью и смертью, старым и новым и т. д. Лишь научившись любви дома, человек становится лично¬стью, способной включить в сферу своих забот интересы гражданского общества, то есть завершить свою позитивную социализацию.