ВВЕДЕНИЕ
Современная действительность поставила под сомнение официальную гарантированность каждому благополучия, счастья в личной и общественной жизни. Меняются на глазах ценностные ориентиры, социальная роль брака и семьи. Особенно это отражается на представителях юного возраста, поскольку путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряжённый с неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Поток информации с телеэкранов, в печати, с различной видеопродукции стимулирует нездоровый интерес подростков к проституции, порнографии и другим негативным явлениям, возрастает число абортов, венерических заболеваний. Изучение психологических особенностей подросткового возраста, в частности, его психологической готовности ко вступлению в брак, поможет правильно разработать программу обучения старших классов психологии семьи, нравственно-полового воспитания, чтобы к окончанию школы сформировать у подростков эстетические и моральные нормы полового поведения, помочь подготовиться к будущей роли мужа и отца, жены и матери.
Проблемам психологии подростков, в частности их готовностью к браку, посвящено немало исследований психологов, педагогов и социологов. Из отечественных работ выделяются работы Араканцевой Т.А., Оглуневой Н.В., Кучмаевой В.В., Дроздова С., Бершедовой Л.И., Ахимовой М.К. и др. К зарубежным исследователям данной проблемы относятся: Райс Филлипс, Camerer M.C.G., Vurndt T.Y., Ladd G.W., Yoniss M., Smollar I. и др. Но, меняются времена, а с ними и условия полноценного нравственно-возрастного развития человека, приведшие к черте, когда брак в прежнем его понимании невозможен, что требует дальнейшего рассмотрения проблемы.
2.1. Методы исследования
Изучение психологической готовности подростков ко вступлению в брак проводилось в объективной картине их деятельности, основными методами исследования явились:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологии подростков и нравственно-полового воспитания.
2. Анкетные методы.
Для определения ряда параметров применялось экспертное оценивание. В качестве экспертов при определении уровня тревожности у подростков выступали школьный психолог, учителя, работающие с подростком, классный руководитель (всего 5 человек).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. - М.: МПСИ, 2000. - 413 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
3. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. - Петрозаводск: Изд. КГПУ, 1996. - 87 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.
5. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика "подростки о родителях" и её практическое применение. - М., Спб.: "Фолиум", 1995. - 52 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность./ ред. Мухина В.С. - М.:"Академия", 1999. - 624 с.
7. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах.// Мир психологии. - 1998. - №1. - С.21-26.
8. Дольто Ф. На стороне подростка. - Спб.: Петербург - 21 в., 1997. - 277 с.
9. Дроздов С. Семья и проблемы нравственно-полового воспитания школьников.// Народная школа. - 1996. - №4. - С.19-25.
10. Дубровина И.В., Ахимова М.К. и др. Самопонимание, самовоспитание, самообладание, саморазвитие и самореализация подростка. - Новгород: НГУ, 1995. - 139 с.
11. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. - Спб.: Тускарора, 2000. - 180 с.
12. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. - Л.: РГПУ, 1991. - 28с.
13. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. /ред. Вяткин Б.А. - Пермь: ПГПИ, 1992. - 121с.
14. Кеттелл Р. Личностный опросник Р.Кеттелла. - Архангельск, 1995.