Введение:
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту является очень важным в жизни ребенка. Этот этап связан с изменением ведущей деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в младшем школьном возрасте ею становится учебная деятельность. От степени подготовленности ребенка, сформированности его личностных качеств, развития умственной деятельности, сформированного волевого регулирования поведения зависит отношение ребенка к обучению в школе, а также успешность этого обучения.
Вот почему изучение основных характеристик готовности ребенка к школьному обучению является актуальным.
Целью работы является изучение основных характеристик психологической готовности ребенка к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные изменения, происходящие с ребенком в младшем школьном возрасте.
2. Обозначить параметры психологической готовности к обучению в школе.
3. Охарактеризовать подходы Л.С. Выготского, Л.Б. Божович и Д.Б. Эльконина к изучению проблемы психологической готовности.
4. Охарактеризовать методики диагностики психологической готовности ребенка к школе.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
Проведенное исследование позволяет систематизировать теоретические разработки проблемы психологической готовности к школе и становится основой для дальнейшего эмпирического изучения данной проблематики.
Глава 4:
И.В. Шаповаленко подчеркивает, что готовность к школьному обучению — это «владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка» [7; c. 235].
В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
Психологическую готовность отличают от педагогической подготовленности, когда акцент ставится на наличие у ребенка определенных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв или узора, пересказ текста или чтение стихотворения и др.).
Не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе; разработаны комплексы методик для разных целей. Для ориентировки и выявления детей «группы риска» при массовом обследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовности. Индивидуальная, более углубленная диагностика необходима для выработки рекомендаций родителям, составления развивающей программы развития в оставшееся до школы время.
Н.И. Гуткина указывает, что определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях [5; c. 89]:
1) выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальной для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе, при условии, что им еще не исполнилось 7 лет.
Основными методиками, позволяющими диагностировать психологическую готовность детей к школьному обучению, являются:
1. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина).
Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. Она разработана исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе разработана эта диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.
2. Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс:
- оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе;
- имитация написанного текста;
- мышление и речь;
- умозаключения.
Эти методики направлены на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.
3. Изучение стартового уровня первоклассников (Н.Нечаева, С.Яковлева) .
Предлагаемый комплект методик фронтального изучения детей является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе:
- «Рисование бус» (позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю);
- «Продолжи узор» (позволяет установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению);
- «Раскрашивание фигур» (выявление умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию);
- «Заселение дома» (позволяет выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого);
Заключение:
К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера.
Л.С. Выготский называл этот период кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, за которую он несет ответственность. Жизнь ученика подчинена системе строгих правил, одинаковых для всех школьников. Ее основным со¬держанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.
«Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы».