ВВЕДЕНИЕ
Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Это стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий – тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен.
«В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина "стресс" и механизмов его? Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом!
Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Возникает вопрос, не является ли понятие "стресс" просто синонимом "дистресса" (Distress - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress - давление, нажим, напряжение)? Тогда под это понятие подпадают утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.» (Селье Г. Что такое стресс?)
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено наименование «психологический стресс» ( Lasarus R.S., 1977; Lazarus R.S., Launier R., 1978). R.S. Lazarus и R. Launier определяли психологический стресс как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал рассматриваться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию (Бодров В.А., 1996). Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс», причем различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в это понятие, что затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. В содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека (Суворова В.В., 1975). Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стрессорных реакций; соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса ( Кассиль Г.И., 1976; Русалова Н.М., 1979).
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» (Вейн А.М., 1977, С. 3). В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» (Судаков В.К., 1998, С. 11). По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы (Lannone V., 1990). Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. (Egger J., 1989; Mutti A., Ferroni C., Vescovi P.P., et al.,1989; Stewart-Brown S., Laytc R., 1997). Эти факторы нарушают механизмы поддержания гомеостаза, сформировавшиеся в процессе эволюции. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным ("No Future" Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. (Lannone V., 1990). В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются более частой причиной потери трудоспособности по сравнению с соматическими проблемами (Stewart-Brown S., Laytc R., 1997).
В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью, подчеркивая перспективность этого направления как ведущего в аспекте улучшения здоровья населения (Hinton J. W. 1989; Palmer S., 1989; Pickering T., 1997). Феномены, которые присущи, по мнению зарубежных исследователей, профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более, что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной.
Актуальностью проблемы определена цель данного исследования: всестороннее исследование феномена стресса, стадий его развития и последствий.
Предметом данной работы нами выбрано рассмотрение и анализ состояния изученности феномена стресса на сегодняшний день.
Объектом выступает рассмотрение влияния стрессовых ситуаций на макро/микросоциальные и индивидуальные процессы, а также методов работы в стрессовых ситуациях применительно к группе и отдельной личности.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
Провести теоретический анализ явления стресса и подходов к его изучению в мировой литературе
Выявить общую структуру изменения общения в экстремальных условиях
Выделить основные принципы управления стрессом
Проанализируем полученный результат:
Исходя из полученных данных, сделаем вывод что в группах с пониженным уровнем производственного стресса «Экономисты» при неизменном типе акцентуации и при увеличении уровня тревожности с 0 до 0.1, акцентуация изменяется незначительно с 0 до 2.5, стрессоустойчивость меняется с 0 до 0.5, и агрессивность с 0 до 1.5.
В группах с высоким уровнем производственного стресса «Продавцы» » при неизменном типе акцентуации и при увеличении уровня тревожности с 0 до 0.25 появляется значительный рост акцентуации характера с 3 до 9.5 при незначительном росте стрессоустойчивости от 0 до3 и незначительном росте агрессивности с 0.5 до 1.5. Сделаем вывод, что чем выше производственный стресс, тем выше уровень акцентуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал №1, 1994
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989.
5. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал №4, 1996
6. Бодров В.А. Психологический стресс. М., 1995.
7. Борневассер М. Стресс в условиях труда. // Иностранная психология, 1994, Т.2 №1.
8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
9. Васильев И.А. К вопросу об индикаторах эмоциональных состояний // Психол. Исследования М. 1973. Вып. 4.
10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
11. Диагностика психических состояний в норме и патологии / Ред. Ф.И. Случаевский. Л. 1980.
12. Карташов С. А., Одегов Ю. Г. Рынок труда. М., 1998
13. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. СПб, 2000
14. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток, 1990.
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
16. Куликов Л.В., Стрельцов Н.М. Особенности стресса у безработных. // Человек в изменяющемся мире: Социальные и психологические проблемы./ Ред. Б.Д. Парыгин : Матер. Науч. конф. 20-23 апреля 1993 г. Ч. 1. СПб. 1993.
17. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности. // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1. Ч.1. СПб. 1995.
18. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.
19. Магун В.С. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования №9, 1993
20. Мауэр Г. Без работы. М., 1986
21. Митина Л.М. Психология профессионального развития. М.: Флинта, 1998.
22. Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994.
23. Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы департамента труда и занятости правительства Москвы // сборник статей. М., 1995.
24. Основы психологии: Практикум/ ред.сост. Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д, - 2003.
25. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал №1, 1992.
26. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал №3
27. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. М., 1996.
28. Прохоров А.О. Методика диагностики психических состояний личности. Учебно-методич. пособие. Казань, 1997.
29. Психология травматического стресса сегодня / Ред. В. Н. Дружинкин, В.В. Спасенников. М., 1994.
30. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.
31. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
32. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
33. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М.: Педагогика, 1986.
35. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под. ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева Л., 1970.