Введение
Высокое индустриальное развитие современного общества, опасные природные явления и стихийные бедствия и, как следствие, негативные явления, свя¬занные с аварийностью производства, ростом числа крупных промышленных аварий с тяжелыми послед¬ствиями, изменение экологической обстановки в ре¬зультате экономической деятельности человека, воен¬ные конфликты различного масштаба продолжают на¬носить огромный ущерб всем странам планеты, а события, возникающие под воздействием подобных явлений и их последствий, часто характеризуются как чрезвычайные ситуации.
В природной сфере постоянно происходят многочисленные природные катастрофы, независи¬мые от воли людей и неподвластные управлению чело¬веком. Их катастрофические последствия, вызываю¬щие чрезвычайные ситуации природного характера, в основном могут лишь учитываться человеком для снижения тяжести их последствий. Обстановка в дан¬ной сфере усугубляется еще и возрастанием техноген¬ной нагрузки на природу в результате безграмотной человеческой деятельности в области безопасности. Кроме того, в социальной и военной сферах глобальный мас¬штаб терроризма, непрекращающиеся военные конф¬ликты в свою очередь становятся источниками все возрастающего числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера .
В сложившейся обстановке важное значение при¬обретает решение проблемы своевременного преду¬преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, но при условии обеспечения необходимого уровня безопасности в ЧС, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.
Одним из путей решения проблемы ликвидации последствий ЧС любо¬го характера является качественная подготовка как профессиональных специалистов-спасателей, так и ру¬ководителей органов исполнительной власти всех уров¬ней, в том числе и с высшим образованием, способных грамотно и умело организовывать и практически ре¬шать задачи по предотвращению и ликвидации ЧС. В природной среде основной задачей, в силу объек¬тивных причин, является проведение комплекса за¬благовременных мероприятий в целях максимально возможного уменьшения негативных последствий ЧС .
Цель работы – определить пути повышения эффективности управления силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для реализации озвученной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- проведен анализ работы органов предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного характера,
- определен круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сил РСЧС,
- проведена классификация чрезвычайных ситуаций природного характера и представлены мероприятия по их прогнозированию и ликвидации последствий,
- предложены пути повышения эффективности предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного характера.
Объектом исследования в дипломной работе выступает система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Предмет исследования – методология, определяющая эффективность управления службами предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
В работе использовались статистические методы исследования, метод диалектического познания и др. Теоретическая база исследования включает нормативные и правовые акты российской федерации, а также монографии и учебную литературу по анализируемой тематике, в частности в работе использованы результаты исследований таких авторов, как Ю.Л. Воробьева, В.А. Владимирова, М.И. Фалеева, Г.Н. Кирилова, С.К. Шойгу, В.А.Акимова, Ю.И. Соколова и др. Кроме того, активно используются информация периодических изданий и материалов сети Интернет.
3.3. Повышение эффективности предупреждения и ликвидаций последствий ЧС природного характера
3.3.1. Предпосылки создания Российской системы гражданской защиты
В настоящее время в обстановке практически не¬прерывного возникновения военных конфликтов, в ходе которых могут наноситься удары по объектам как военного, так и гражданского предназначения, разгула международного терроризма, возрастания ко¬личества и масштабов природных ката¬строф фактически сблизились задачи мирного и воен¬ного времени по защите населения и территорий, ощу¬щается постоянная необходимость как в силах РСЧС, так и гражданской обороны.
В связи с этим нарастает потребность создания дей¬ствительно единой государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера, функ¬ционирующей как в мирное, так и в военное время с разницей в приоритетах решаемых задач, которую, по данным Центра стратегических исследований МЧС (ЦСИ МЧС), предлагается назвать Российской систе¬мой гражданской защиты .
Под термином «гражданская защита» понимается комплекс мероприятий по подготовке к защите и осу¬ществлению защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, т. е. в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Возможность и целесообразность создания РСГЗ обусловливается идентичностью поражающих факто¬ров опасных природных явлений, техногенных катаст¬роф и различных средств поражения, сходством их воздействия на население и объекты, единством целе¬вых функций РСЧС и ГО (предотвращение катастроф, снижение возможного ущерба, ликвидация их послед¬ствий) и в связи с этим близостью функциональных за¬дач, способов и организации работ по защите населе¬ния и территорий, возможностью решения задач мир¬ного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами.
Библиография
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О противодействии терроризму" // Парламентская газета, № 32, 10.03.2006
2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 19.06.2007) "О гражданской обороне" // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О безопасности гидротехнических сооружений" // Российская газета, № 144, 29.07.1997
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Российская газета, № 250, 24.12.1994
5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О техническом регулировании" // Российская газета, № 245, 31.12.2002
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 03.10.2006) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121
7. Приказ Минрегиона РФ от 08.11.2006 № 129 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя, и положения о функциональной подсистеме защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 5, май, 2007
8. Приказ МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 38, 18.09.2006
9. Приказ МЧС РФ от 03.03.2005 № 125 "Об утверждении инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"// Российская газета, № 86, 26.04.2005
10. Приказ Росгидромета от 01.08.2006 № 171 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Российская газета, № 215, 27.09.2006
11. Закон г. Москвы от 05.11.1997 № 46 (ред. от 21.11.2007) "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Ведомости Московской Думы, № 2, 1998
12. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. – М.: МЧС РФ, 2004
13. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. – М.: Каза-Р, 2009
14. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ЮНИТИ, 2008
15. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. М.И. Фалеева. – СПб.: Питер, 2005
16. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. Пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов; под ред. В.В. Тарасова. – 4-е изд., доп. и испр. – М.: Академический проспект, 2007
17. Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. / Отв. ред. В.А. Владимиров. – М.: Статус, 2005
18. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. – М.: Москва-Сити, 2006
19. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях /Под общ. ред. С.К. Шойгу. – С.: Статистика, 2007
20. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ГО-МЧС, 2006
21. Раско, С.Л.,Овчаренко А. Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 72 с.
22. Шойгу С.К., Воробьев В.И., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. – М.: БУКВИЦА, 2007
23. Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. – М.: МЭСИ, 2006
24. http://www.mchs.gov.ru/