Введение
Тема «Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица» на сегодняшний день актуальна как никогда. Конституция Российской Федерации 1993 г. в новых экономических условиях закрепила равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8). Безусловно, что отношения государства и собственности составляют приоритетное направление реализации экономической функции государства, определяют развитие общества и государственности. Поэтому в настоящее время ощущается объек¬тная потребность в качественном управлении государственными унитарными предприятиями, обеспечивающими достижение стратегических целей и соблюдение национальных интересов государства.
Российской Федерации на праве государственной собственности принадлежит имущество почти 10 тысяч федеральных унитарных предприятий. За данными организациями в России закреплена большая часть государственного имущества. Именно субъектам права хозяйственного ведения и права оперативного управления принадлежат по всей России десятки тысяч наиболее ценных и значимых объектов недвижимости. Иными словами, значительный объем национального богатства функционирует именно в рамках правовых режимов хозяйственного ведения и оперативного управления.
Но речь не только и не столько о количественном показателе. Именно субъектам государственным и муниципальным унитарным предприятиям государство доверяет осуществлять наиболее важные, наиболее общественно значимые виды деятельности, виды деятельности, в рамках которых погоня за максимальной прибылью никогда не может быть самоцелью. Их спектр широк: это оборона и образование, культура и здравоохранение, коммунальное хозяйство и наукоемкие передовые технологии (перечисление можно было бы продолжить).
Таким образом, не знать, в каком правовом поле функционируют учреждения и унитарные предприятия, сохранять белые пятна в вопросах, связанных с имущественной основой деятельности указанных видов организаций – недопустимо, ибо цена вопроса чересчур велика.
Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется тем, что государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристов.
Нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, содержатся в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (далее - Закон) и в иных нормативных актах.
Объектом данного исследования являются государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Основная цель работы состоит в анализе правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий как юридических лиц.
Исходя из актуальности и цели работы, необходимо выделить следующие задачи: определить теоретические основы правового положения государственных унитарных предприятий; изучить особенности правового регулирования видов унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления; раскрыть процедуру унитарных предприятий при реорганизации и ликвидации.
При исследовании работы использовалось действующее законодательство, литература по гражданскому праву, специальные литературные источники, относящиеся к определенным разделам унитарных предприятий, материалы периодической печати, а также была проведена работа с информационно правовой системой «Гарант» и «Консультант Плюс».
Из литературы можно отметить следующие учебники: Гражданское право под ред. Е.А. Суханова, гражданское право под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого и Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под ред. М.Ю.Тихомирова и другие. А также особенно хотелось бы выделить книгу «Право хозяйственного ведения и право оперативного управления» автора Д.В. Петрова, в которой рассмотрена история становления государственных предприятий, исследованы предприятия на правах оперативного и хозяйственного ведения, выявлены основные современные проблемы их применения.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой проведенного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка нормативных актов и списка использованной литературы.
3.2. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных
предприятий
Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.
Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах (о реорганизации см. ст. 29-34 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл. 26 ГК РФ.
Пункты 1 и 2 ст 35 Закона предусматривают возможность: а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества; б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.
Библиография
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 80 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3823
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). М., 2003. – 396 с.
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431
5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002г. № 4. ст. 251
6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. ст. 4190
7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746
8. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 499
9. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст.416
10. Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» (утратил силу) // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст.393.
11. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 700
12. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» // СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1982
13. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2002 г. № 377 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2178
14. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2000 года № 1471-р // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281.
Научная литература
1. Алексий П.В., Кондаков Д.А. Нормативно-правовое регулирование управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями // Закон и право. 2004. № 4
2. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист.1998. № 9
3. Беляева О. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право. 2002. № 5
4. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. Л.; М., 1948.
5. Гражданское право. В 3-х томах. Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. Часть 1. СПб., 1997. С.374.
6. Гражданское право. Том I. / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2004
7. Гражданское право. Часть 1. Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. М., 2000.
8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М.: Дело, 2004.
9. Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 18.
10. Ершова И. Казенное предприятие – коммерческая организация? // Совершенствование законодательного регулирования, 2001.
11. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.
12. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.
13. Жанайдаров И.У. Осуществление права государственной собственности юридическим лицом. // Автореф. докт. дисс. Алматы, 1994.
14. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. – М., 1999.
15. Козырев М. Денег не дадут, но советом помогут. // Эксперт. 1997. №44.
16. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / под ред. О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998.
18. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. М.: Норма-Инфра, 2003.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004.
20. Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях. Под ред. Ю.П. Орловского и Н.А. Ушаковой. М., 2001.
21. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / под ред. М.Ю.Тихомирова. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2003
22. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / под общ. ред. Брагинского М.И. - М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
23. Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковальская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – Спб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998.
24. Коммерческое право: Учебное пособие для вузов / под ред. Проф. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
25. Корытов С.О. Юридическая природа права хозяйственного ведения. // Автореф. канд. дисс. СПб., 2000.
26. Леонова Г.Б. Унитарное предприятие как субъект гражданского права // Законодательство. 2001. № 8.
27. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. Под ред. В.М. Чернова. М., 1999. С. 62.
28. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – СПБ Юридический центр Пресс, 2002.
29. Санникова Л.В. Проблемы становления института вещного права в России. // Собственность в ХХ столетии. М., 2001.
30. Суханов Е. Юридические лица, государственные и муниципальные образования / Хозяйство и право. 1999. №4.
31. Суханов Е.А. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления. // Хозяйство и право, 1995, №7.
32. Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий по новому Федеральному Закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М.: 2003.
33. Толстой Ю.К. Понятие права собственности. // Проблемы гражданского и административного права. Л., 1962.
34. Управление государственной собственностью. Учебник. Под ред. В.И. Кошкина и В.М. Шупыро. М., 1997.
35. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000.
36. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1996.
Материалы юридической практики
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2001 г. № 2061/99 // Вестник ВАС. 2001. №22
2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.
3. Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // ВАС РФ. № 1. 2001.
4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.
5. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации,» утв. Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2001 г. № 60 // ВАС РФ, 2001 г., № 5.
6. Постановление Арбитражного суда Камчатской области // Из архива городского суда Камчатской области