Введение
Переход России к рыночным отношениям сместил приоритеты в целях, средствах и методах работы предприятий, организаций, фирм различной формы собственности и ведомственной принадлежности. Сегодня потребитель выдвигает новые требования к книге как товару, к ее качеству, полиграфическому исполнению, цене и тем самым создает предпосылки для создания книжного рынка. В результате все больше возрастает роль конкуренции между реализаторами книжной продукции, борьбы за потребителя. Это заставляет работников книжной торговли изучать методы продвижения книжной продукции, потенциальных потребителей и запросы рынка, что осуществляется в рамках книжного маркетинга.
Изучая предмет маркетинга в книжном деле, мы прежде всего должны ориентироваться на то, что сам товар – то есть книга имеет свои специфические особенности, которые отражаются и на сбыте продцукции, и на рекламной кампании, и в целом, на маркетинговые процессы книжного рынка.
4. Этапы разработки товарной политики
Первым этапом разработки товарной стратегии является анализ приоритетов для выпускаемых товаров. Учитывая различную значимость товаров для предприятия в будущем, следует установить стратегическую важность каждого вида товара или группы товаров. Установление приоритетов необходимо для размещения ресурсов при разработке и внедрении товара.
Второй этап в разработке товарной стратегии - определение политики ассортимента, а завершается работа формированием товарного портфеля .
Возможные изменения стратегии для выпускаемых товаров определяются с учетом ситуации, сложившейся в отношении этих товаров. Самостоятельную проблему составляет управление маркой товара.
Марки, марочные названия, марочные эмблемы и товарные знаки, используемые для идентификации товаров, приобретают особое значение в условиях конкуренции.
По мнению Т. Бонома, формирование приверженности потребителей к марке включает три этапа: опознание марки, предпочтение марки и настойчивое требование марки. Исследования, выполненные отечественными авторами применительно к российскому рынку, позволяют выявить ряд особенностей этого направления в управлении маркетингом.
Стратегический характер управленческих решений по торговым маркам (ТМ) определяет необходимость их увязки с общей стратегией и системой управления фирмы.
Список используемой литературы:
1. Васина И.С. Политика сбыта и процесс товародвижения в системе книжного маркетинга: Учебное пособие. - М.: МГУП: «Мир книги», 1998. – 270с
2. Гордон Грэм Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли. / Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 1999. -435с
3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие/ П.С. Завьялов. — М.: ИНФРА - М, 2002. — 495 с.
4. Лозовский Л.Ж. Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: Инфра-М, 1997. – 327с
5. Маркетинг в книжном деле: Для спец. «Издательское дело и
6. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Крисильников и др. / Под. ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996. – 434с
7. Пилипенко Н.Н. Основы маркетинга: Учебно- методическое пособие/ Н.Н. Пилипенко, Е.Л. Татарский.- 3-е изд. — М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 179 с