Введение
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой .
С точки зрения Н.Л.Шлыковой психологическая безопасность представляет собой сложное структурированное психологическое образование, определяемое как развивающаяся система с позиций следующих методологических подходов: системного, субъектного, деятельностного. Процесс формирования психологической безопасности детерминируется уровнем субъектности (осуществляемыми перцептивными и мыслительными операциями, индивидуально-типологическими особенностями, мотивационно-ценностной и эргономической сферами), содержанием и условиями деятельности, эргономическими характеристиками производственной среды, субъект-субъектными отношениями. Составляющими психологической безопасности являются противоречия между ценностями субъекта и отраженными в сознании субъекта характеристиками реальной действительности.
2. Понятие о психоэмоциональном выгорании как об угрозе психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности
В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому и обращаются за психологической помощью. Они жаловались на постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья. Работа перестала приносить им удовлетворения, а напротив раздражала, вызывала враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Методы психотерапии при этом оказались малоэффективными.
Это явление удачно назвали «выгоранием» (burnout). Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». В дальнейшем в настоящей работе мы будем употреблять термины «профессиональное выгорание», «психоэмоциональное (эмоциональное) выгорание» как синонимичные.
Первоначально указанный термин был введен для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи. Тогда под «выгоранием» понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности, затем оно стало содержательно неоднозначным и многокомпонентным, что вызвало значительные затруднения в его изучении. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием» .
В отличие от депрессий, выгорание не сопровождается чувством вины и подавленностью, а напротив может сопровождаться возбуждением, агрессией, раздражительностью. Выяснилось, что профессиональное выгорание приносит обществу серьезные убытки – как экономические, так и психоэмоциональные. В частности, весьма опытные летчики вдруг начинают испытывать страх перед полетами, неуверенность в правильности своих действий (о таких говорят «излетался»), что может привести как к личной драме, так и к катастрофе. Но особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души: преподаватели, менеджеры, врачи, артисты.
Литература
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2003.
4. Кутько И.И., Фролов В.М.,. Пересадин Н.А Синдром психоэмоционального выгорания: клиническая характеристика, лечение, реабилитация // Новости медицины и фармации №5 (209), 2007.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. —2001. – Т. 2, №1. – С. 23-26.
6. Рассоха Н.Г., Баева И.А., Баев Н.Н. Психологическая безопасность и экстренная психологическая помощь в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса // Сборник научных статей по материалам Международной научно - практической конференции (Москва, 27-29 мая, 2004г.). М., 2004. С. 138-144
7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности – СПб.: Питер, 2004
8. Ткачук В.Г.. Храпко В.Е. Психофизиология труда: Конспект лекций – Киев, МАУП, 1999
9. Толочек В.А. Современная психология труда – М.: АСТ,2008
10. Фролов В.М., Пересадин Н.А., Кутько И.И. Синдром психоэмоционального выгорания: иммунные нарушения и рациональные подходы к иммунокоррекции // Проблеми еколопчної та медичної генетики i клінічної імунологиї. Зб. наукових праць. – Київ; Луганськ; Харків, 1993. – Вип. 1. – С. 216-232.
11. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.03 Москва, 2004
12. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников (формирование, профилактика, коррекция). – Киев: Сфера, 2004.