Введение:
Общение играет одну из первостепенных ролей в современном обществе. С помощью общения происходит передача традиций, опыта, знаний. Общение способствует всестороннему развитию личности – общение родителей с младенцем способствует эмоциональному развитию ребенка, помогает сформировать доверие к окружающим людям. Общение со взрослыми в более старшем возрасте помогает ребенку усваивать основные нормы и правила, существующие в обществе, осваивать социальные роли. Общение со сверстниками в подростковом возрасте помогает получить основные навыки разрешения конфликтных ситуаций, развивает интересы подростка, способствует формированию дружеских отношений.
Развитые коммуникативные навыки, умение убеждать, устанавливать контакт с другими людьми, уверенность в себе является залогом успеха в современной бизнес-среде.
Общение является важной составляющей деятельности для людей «помогающих» профессий – психологов, врачей, социальных работников. Только с помощью общения удается установить контакт с клиентом, расположить его к себе, выявить причины трудностей и найти пути их преодоления. Учитывая возрастающее число людей, нуждающихся в помощи и поддержке социальных работников, исследование роли общения как фактора, способствующего эффективности социальной работы, является актуальным.
Целью работы является исследование роли общения в социальной работе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «общение», рассмотреть его основные типы и функции.
Глава 2:
В социальной работе приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: застенчивыми и бурно выражающими свои чувства, замкнутыми, недоверчивыми, словоохотливыми, ищущими справедливость, поддержку, «вымогателями». Важно к каждому найти подход, устанавливая контакт, располагая человека к диалогу и т.д. Компетентность в общении – один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Знания закономерностей сознательного поведения личности (мировоззрение, убеждения, интересы, стремления, идеалы) и неосознаваемого (установки, стереотипы, влечения, уровни притязаний, конформность, внушаемость и др.), понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций – помогут адекватно оценить и понять человека, оказать именно ту помощь, в которой он нуждается. Мимика, пантомимика и экспрессия дополняют это понимание и нахождение оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц – необходимое звено в компетентности социального работника.
Социальный работник должен быть в состоянии создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу, выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого, определять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера, распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми: общаться вербально, невербально и письменно, взаимодействовать с другими работниками социальной службы.
Особенности общения социального работника с клиентом связаны с реализацией идеи социального партнерства. Клиент как один из субъектов социальной работы должен играть все более активную роль в процессе решения проблемы, сотрудничая со специалистом на всех этапах социальной работы.
В этой связи, задача социального работника личным примером воздействует на клиента, привлекать его к решению проблем, в частности, путем развития навыков успешного общения. В свою очередь, клиент в коммуникативном процессе развивает под влиянием специалиста способности к выявлению собственных ценностей и потребностей и строит в соответствии с ними свои последующие действия. Цель коммуникативной деятельности в социальной работе – добиваться продуктивности в общении.
И.Г. Кузина отмечает, что «продуктивное общение представляет собой вид социальной коммуникации, позволяющей ее участникам путем установления партнерского взаимодействия согласовывать и объединять усилия, направленные на решение социальной проблемы» .
Для достижения продуктивности в общении социальный работник должен обладать целым комплексом знаний, умений и навыков. Они касаются:
- организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения);
- ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения);
- эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения).
Как отмечалось выше, помимо общения с клиентами и коллегами социальный работник контактирует с представителями различным организаций, чиновниками различных уровней, представителями международных организаций, нередко в задачи социального работника входит организация PR-мероприятий, направленных на привлечение спонсоров, партнеров, общественных организаций. Именно поэтому очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, так как от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние клиентов.
Заключение:
Наша работа посвящена исследованию общения в социальной работе.
Анализ литературы по проблеме общения показал, что общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.
Выделяется три типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Общение имеет пять основных функций: прагматическую, формирующую, функцию подтверждения, функцию организации и подтверждения межличностных отношений, внутриличностную функцию.
В структуре общения выделятся три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между общающимися людьми.
В межличностной коммуникации сочетаются два вида общения – вербальное и невербальное в зависимости от того способа, которым передается информация.
Интерактивная сторона общения обозначает характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.
В структуре межличностного восприятия выделяют три компонента: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.
К основным механизмам социальной перцепции относятся: стеоретипизация; идентификация, эмпатия, аттракция; рефлексия; каузальная аттрибуция.
Анализ подходов к изучению социальной работы как практического направления деятельности показал, что социальная работа — это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению.
Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, кроме профессиональной подготовки, высокой общей культуры, владения информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, происходящих в обществе, первостепенную роль играет умение располагать к себе и контактировать с различными людьми. Социальный работник должен иметь профессиональный такт, способность вызывать доверие и симпатию у людей, деликатность, т.е. уметь общаться.
Компетентность в общении – один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Для достижения продуктивности в общении социальный работник должен обладать целым комплексом знаний, умений и навыков, касающихся организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения); ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения); эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения).