Курсовая теория по теме: Общение в социальной работе

Название работы: Общение в социальной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ 5

ГЛАВА II. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 13

2.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИЯ 13

2.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 18

2.4. ЭФФЕКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Выдержка:

Введение:

Общение играет одну из первостепенных ролей в современном обществе. С помощью общения происходит передача традиций, опыта, знаний. Общение способствует всестороннему развитию личности – общение родителей с младенцем способствует эмоциональному развитию ребенка, помогает сформировать доверие к окружающим людям. Общение со взрослыми в более старшем возрасте помогает ребенку усваивать основные нормы и правила, существующие в обществе, осваивать социальные роли. Общение со сверстниками в подростковом возрасте помогает получить основные навыки разрешения конфликтных ситуаций, развивает интересы подростка, способствует формированию дружеских отношений.

Развитые коммуникативные навыки, умение убеждать, устанавливать контакт с другими людьми, уверенность в себе является залогом успеха в современной бизнес-среде.

Общение является важной составляющей деятельности для людей «помогающих» профессий – психологов, врачей, социальных работников. Только с помощью общения удается установить контакт с клиентом, расположить его к себе, выявить причины трудностей и найти пути их преодоления. Учитывая возрастающее число людей, нуждающихся в помощи и поддержке социальных работников, исследование роли общения как фактора, способствующего эффективности социальной работы, является актуальным.

Целью работы является исследование роли общения в социальной работе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию «общение», рассмотреть его основные типы и функции.

Глава 2:

В социальной работе приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: застенчивыми и бурно выражающими свои чувства, замкнутыми, недоверчивыми, словоохотливыми, ищущими справедливость, поддержку, «вымогателями». Важно к каждому найти подход, устанавливая контакт, располагая человека к диалогу и т.д. Компетентность в общении – один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Знания закономерностей сознательного поведения личности (мировоззрение, убеждения, интересы, стремления, идеалы) и неосознаваемого (установки, стереотипы, влечения, уровни притязаний, конформность, внушаемость и др.), понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций – помогут адекватно оценить и понять человека, оказать именно ту помощь, в которой он нуждается. Мимика, пантомимика и экспрессия дополняют это понимание и нахождение оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц – необходимое звено в компетентности социального работника.

Социальный работник должен быть в состоянии создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу, выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого, определять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера, распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми: общаться вербально, невербально и письменно, взаимодействовать с другими работниками социальной службы.

Особенности общения социального работника с клиентом связаны с реализацией идеи социального партнерства. Клиент как один из субъектов социальной работы должен играть все более активную роль в процессе решения проблемы, сотрудничая со специалистом на всех этапах социальной работы.

В этой связи, задача социального работника личным примером воздействует на клиента, привлекать его к решению проблем, в частности, путем развития навыков успешного общения. В свою очередь, клиент в коммуникативном процессе развивает под влиянием специалиста способности к выявлению собственных ценностей и потребностей и строит в соответствии с ними свои последующие действия. Цель коммуникативной деятельности в социальной работе – добиваться продуктивности в общении.

И.Г. Кузина отмечает, что «продуктивное общение представляет собой вид социальной коммуникации, позволяющей ее участникам путем установления партнерского взаимодействия согласовывать и объединять усилия, направленные на решение социальной проблемы» .

Для достижения продуктивности в общении социальный работник должен обладать целым комплексом знаний, умений и навыков. Они касаются:

- организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения);

- ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения);

- эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения).

Как отмечалось выше, помимо общения с клиентами и коллегами социальный работник контактирует с представителями различным организаций, чиновниками различных уровней, представителями международных организаций, нередко в задачи социального работника входит организация PR-мероприятий, направленных на привлечение спонсоров, партнеров, общественных организаций. Именно поэтому очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, так как от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние клиентов.

Заключение:

Наша работа посвящена исследованию общения в социальной работе.

Анализ литературы по проблеме общения показал, что общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Выделяется три типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Общение имеет пять основных функций: прагматическую, формирующую, функцию подтверждения, функцию организации и подтверждения межличностных отношений, внутриличностную функцию.

В структуре общения выделятся три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между общающимися людьми.

В межличностной коммуникации сочетаются два вида общения – вербальное и невербальное в зависимости от того способа, которым передается информация.

Интерактивная сторона общения обозначает характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

В структуре межличностного восприятия выделяют три компонента: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.

К основным механизмам социальной перцепции относятся: стеоретипизация; идентификация, эмпатия, аттракция; рефлексия; каузальная аттрибуция.

Анализ подходов к изучению социальной работы как практического направления деятельности показал, что социальная работа — это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, кроме профессиональной подготовки, высокой общей культуры, владения информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, происходящих в обществе, первостепенную роль играет умение располагать к себе и контактировать с различными людьми. Социальный работник должен иметь профессиональный такт, способность вызывать доверие и симпатию у людей, деликатность, т.е. уметь общаться.

Компетентность в общении – один из главных, базовых компонентов и критериев результативности работы. Для достижения продуктивности в общении социальный работник должен обладать целым комплексом знаний, умений и навыков, касающихся организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения); ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения); эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения).

Похожие работы на данную тему