Курсовая теория по теме: Общение в профессиональной деятельности социального работника

Название работы: Общение в профессиональной деятельности социального работника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение

1.Понятие общения в психологии, функции общения, его виды.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

1.3 Функции и уровни общения.

1.4 Виды общения.

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

3.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.

3.1 Особенности делового общения социального работника.

3.2 Общение в процессе консультирования.

3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

4. Теоретические основы общения в социальной работе.

4.1 Компоненты вербального общения.

4.2 Компоненты невербального общения.

4.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.

4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.

5. Консультирование в социальной работе.

5.1 Цели, задачи и условия проведения консультирования.

5.2 Основные этапы консультирования

5.3 Правила и принципы проведения консультирования в социальной работе.

6. Заключение

Приложение

Список литературы.

Выдержка:

Введение:

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.

Глава 5:

При общении с клиентом социальный работник должен выполнять ряд правил, касающихся этики проведения консультативной беседы. Итак, основные требования к социальному работнику при общении с клиентом:

1. Соблюдение профессиональной тайны, конфиденциальности беседы и результатов тестирования, если оно проводилось.

2. Уважение к любому клиенту с любой проблемой.

3. Сотрудничество с клиентом, социальный работник не должен быть начальником по отношению к клиенту, здесь важен подход с позиции “мы”.

4. Вежливость, приветливость, предельная корректность по отношению к клиенту.

5. Строгость и требовательность к клиенту, социальный работник не должен идти на поводу желаний клиента.

6. Позитивный подход к любой проблеме, необходимо постоянно отмечать положительные черты в клиенте (но не врать), позитивные сдвиги в работе с его проблемой.

7. Умение слушать и слышать клиента (см. пункт 4.7).

“В консультативном процессе клиент имеет право:

• На получение квалифицированной психологической помощи

• На информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений

• На выбор консультанта

• На нераспространение обсуждаемой личной информации.

Профессиональные и этические права и обязанности социального работника в процессе консультирования:

• Обязанность предоставить компетентную психологическую помощь

• Конфиденциальность

• Право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи” .

Заключение:

Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом. В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента – материальных, социальных, правовых, психологических). Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Важным элементом профессионального общения социального работника является умение слушать и слышать клиента. Слушать – это не значит только молчать, это активный процесс восприятия и понимания другого человека, иногда просто выслушать клиента и будет решением его проблем.

Похожие работы на данную тему