Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.
Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов:
Для демонстративных личностей характерно подчеркивание эмоциональными жестами своего состояния, манерность в жестах и позах (но не обязательно), богатство мимики. Много жестов направленно на себя. Жесты становятся намного эмоциональней, когда такой человек начинает говорить о себе. Очень живо показывает мимикой большой спектр чувств и эмоций. Почти всегда присутствую жесты прихорашивания. Зачастую в его арсенале много "модных" жестов.
3. Тип темперамента:
- холерик (Жесты сильные, эмоциональные, резкие, размашистые)
- сангвиник (сильные, но плавные, эмоциональные, мягкие, размашистые)
- флегматик (скудные, не насыщенные эмоционально, не размашистые)
- меланхолик (мелкие, скудные, но эмоциональные)
Доказано, что многие люди не добиваются взаимопонимания именно потому, что входе общения не учитывают к какому типу темперамента и модальности относится их партнер. Так, если клиент или партнер социального работника по деловому общению “холерик или сангвиник, то не следует затягивать беседу, холерик сразу хочет “взять быка за рога”, и любая задержка заставляет его волноваться. Сангвиник быстро адаптируется к новым условиям и начинает “диктовать” стратегию беседы. Меланхолик испытывает напряжение в непривычной обстановке и нуждается в постоянном получении подтверждения, что к нему относятся с симпатией. Флегматик же испытывает потребность в том, чтобы оглядеться, изучить собеседника” .
15. Леонтьев А. Н. "Проблема развития психики" – М.: 1972
16. Ломов Б. Ф. "вопросы общей, педагогической и инженерной психологии", М.: Педагогика, 1991 – 296 стр.
17. Ломов Б. Ф. "Общение и социальная регуляция поведения индивида”// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976
18. “Методологические и технологические основы современной социальной работы в России”; Ярославль, “Диа –пресс”, 1997 –151 стр.
19. Немов Р. С. "Психология" том 1, “Общие основы психологии”, М.: Просвещение, 1994
20. “Общение и оптимизация совместной деятельности” под ред. Андреевой Г. М. И Яноушек Я. М. , МГУ, 1982
21. “Основы социальной работы” под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр.
22. Паламарь А. “Мудрость общения”, М.: 1990
23. Петровская Л.А. "Компетентность в общении" МГУ, 1989 –216 стр.
24. Рюкле Х. “Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение”, пер. с нем., Интерэксперт; 1996 – 277 стр.
25. “Справочное пособие по социальной работе” под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой, М.: Юристъ 1997 –168 стр.
26. Фирсов М. В. “Введение в теоретические основы социальной работы”, М.: институт практической психологии; Воронеж НПО “МОДЭК”, 1997 – 192 стр.
27. Эрнст О. “слово предоставлено Вам”; М.: 1988.