Введение:
Само понятие стратегии пришло в современную теорию управления из военной науки (stratos — войска + ago — веду). В военной области стратегия определяется, исходя из цели, заданной сверху, и состоит в определении путей ее достижения.
В стратегическом менеджменте и в нашем понимании стратегия — это определение долгосрочных целей предприятия, программы действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей в условиях конкуренции. Причем цели стратегического развития должны быть всесторонне обоснованы исходя из анализа и оценки потенциала предприятия и возможностей внешней среды. При этом мы используем методы так называемого SWOT-анализа и разработанную нами систему показателей и критериев, определяющих сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы по основным направлениям деятельности. Тогда суть стратегических целей и задач развития предприятия будет заключаться с одной стороны в развитии сильных сторон и положительных тенденций, а с другой — в нейтрализации и устранении негативных обстоятельств и угроз для предприятия и его структурных подразделений (маркетинговых, производственных, финансовых). В дальнейшем на основе полученного дерева целей планируется проведение комплекса мероприятий по их достижению, которые в совокупности будут определять стратегию предприятия в области маркетинга, менеджмента, его техническую, кадровую и финансовую политику. Оптимальное распределение ресурсов по данным направлениям осуществляется на основе разрабатываемой нами математической модели, которая позволяет оценить множество вариантов организации будущей производственно-хозяйственной деятельности, минимизировать затраты и максимизировать доходность предприятия. И вот только после этого мы получаем план, в котором отражены темпы роста, поступления выручки и прочее, что Вы перечисляли в вопросе. Как видите, данный вопрос не простой, это сложная, трудоемкая совместная работа консультантов со специалистами предприятия. Как правило, стратегическое планирование имеет две цели: высокая доходность и стабильность развития предприятия.
Если в текущей деятельности достичь их одновременно достаточно трудно, так как они противоречат друг другу, то в стратегическом планировании, рассчитанном на долгосрочный период, это вполне осуществимо.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность курсовой работы
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования и бизнес планирования.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач :
- Определить сущность стратегического планирования;
- Цели задачи бизнес-плана;
- Рассмотреть метод SWOT;
Глава 2:
Слабая сторона — это либо то, чем компания не обладает или делает недоста¬точно хорошо (по сравнению с остальными), либо условие, которое ставит ком¬панию в невыгодное положение. Слабость может делать (а может и не делать) компанию уязвимой, с точки зрения конкурентоспособности, н зависимости от того, какое значение придает ей рынок.
После того как руководители определят сильные стороны и слабости компа¬нии, им необходимо дать две важные оценки с точки зрения перспектив построения стратегии. Некоторые сильные стороны имеют большее значение, чем другие, поскольку в большей степени влияют на показатели работы, конкурентоспособ¬ность и формирование эффективной стратегии. Следовательно, внутренние слабости могут быть губительными, но так же и несущественными или в результате этого легко исправлять. Оценка сильных сторон и слабых сторон предприятия сравнивается построению стратегического отчета по балансу, в котором отмечены сильные стороны которыми являются конкурентные активы, а так же слабые конкурентные обязательства. Стратегиче¬ская задача основана на определении определении того что , в доста¬точной ли степени сильные стороны которыми являются активы компании возвышаются над старыми ее слабые стороны обяза¬тельства в результате этого разумеется, баланс не является желательным условием, как преобразовать силь¬ные стороны в эффективную стратегию и требуют¬ся ли какие-либо управленческие действия для сдвига стратегического баланса компании ближе к сильным сторонам (активам) и дальше от слабых (обязательств).
С точки зрения перспектив построения стратегии, сильные стороны компании имеют большое значение, поскольку позволяют сформировать краеугольный ка¬мень стратегии и обеспечить основу для создания конкурентоспособности. Если у компании нет хороших возможностей и конку¬рентных активов, вокруг которых могла бы быть построена привлекательная стратегия, руководите¬ли должны предпринять решительные действия для создания сильных организационных сторон и повышения компетентности, на основе которых можно построить эффективную стратегию. В то же время руководители должны устранить конкурент¬ные слабости, делающие компанию уязвимой, ухудшающие ее стратегические характеристики или лишающие ее способности использовать бла¬гоприятные возможности. Принцип построения стратегии довольно прост: стратегия компании должна соответствовать сильным и слабым ее сторонам, а также кон¬курентным возможностям. Использовать стратегический план, который не может быть надлежащим образом выполнен при опыте и ресурсах, имеющихся у компании, или который может быть подорван слабостями компании. Как пра¬вило, руководители обязаны строить стратегию на основе того, что компания выполняет лучше всего, и избегать стратегий, который создают высокий спрос в областях, где позиции компании слабы или где она не располагает необходимыми возможно¬стями.
Компетентность. «Фирменным секретом» эффективного стратегического управле¬ния является консолидация технологического, производственного, маркетингового ноу-хау компании с компетентностью, усиливающей ее конкурентоспособность. Компетентность является то, что компания выполняет гораздо лучше, чем ее непосредственные конкуренты.
Значение компетентности для построения стратегии основывается на:
1) допол¬нительной способности, которую она создает для компании при поиске конкретной рыночной возможности;
2) конкурентном преимуществе, которое она может прине¬сти;
3) ее потенциальной возможности стать крае¬угольным камнем стратегии.
Всегда легче создать конкурентоспособность, когда фирма обладает компетентностью в тех видах деятельности, кото¬рые важны для достижения данного рыночного успеха, когда компании конкуренты не имеют возможности компен¬сирующей компетентностью или когда конкурентам достижение аналогичной компетентности обойдется слишком дорого или потребует больших временных затрат. Таким об¬разом, можно сказать, что компетентность является ценным конкурентным акти¬вом, способным обеспечить успех компании.
Заключение:
Абсолютно любая из фирм, которая только начинает свое становление и деятельность просто обязана четко представлять в перспективе потребность не только в финансах, но и в интеллектуальных и трудовых ресурсах, иметь понятие об источниках их получения. Таким образом бизнес план должен содержать данные показатели. Кроме этого необходимо уметь правильно и точно рассчитывать эффективность в использовании уже имеющихся средств непосредственно в самом процессе работы фирмы (предприятия). Ведь если предприниматели не будут эффективно планировать свою деятельность, параллельно аккумулируя и собирая важную информацию не только о состоянии рынков и положении конкурентов, но и о своих возможностях и перспективах, то добиться успехов в рыночной экономике им не удастся.
Несмотря на то, что имеется великое множество форм и видов предпринимательской деятельности, есть некоторые ключевые положения и моменты, которые применяются во всех, без исключения, областях и для разнообразных фирм. Они необходимы как раз для того, чтобы своевременно провести подготовку и обойти вероятные опасности и трудности, параллельно уменьшая риск при достижении определенных ранее целей. Отсюда и вытекает важность разработки тактики и стратегии производственно-хозяйственной деятельности фирмы (предприятия).
Четкое объективное планирование проекта так же является залогом в успешном формировании нового бизнеса. Множество статических данных о провалах и неудачах на новых предприятиях четко указывают на наличие немалых рисков. Именно для предвидения таких рисков и применяется планирование бизнеса.
Исходя из всего вышесказанного, именно бизнес-план стал самым главным из инструментов абсолютно во всех сферах предпринимательства, для существующих и действующих фирм. Однако все же многие из начинающих бизнесменов его недооценивают. Просто они еще не успели в полной мере осознать тот факт, что правильно составленный бизнес-план способен "раздобыть" стартовый капитал для нового бизнеса и определить планы на ближайшее будущее. Кроме этого бизнес-план нацелен на стимулирование бизнесмена к более тщательному изучению каждого из элементов рискового занятия. Однозначно, что в процессе такого изучения удастся выявить множество слабинок и пробелов, на устранение которых уйдет немало сил и времени. Кроме этого при выявлении серьезных проблем, устранение которых не представляется реальным, можно принять решение об отказе до вложения средств.
Ведь основная из целей любого бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы (предприятия) не только на ближайшее время, но и на более отдаленные периоды, с учетом потребностей рынка и возможностью получения требуемых ресурсов.