Введение:
Процесс социализации личности связан с постепенным усвоением ре-бенком норм, правил, ценностей, идеалов, принятых в обществе. На разных стадиях социализации на первый план выходят различные институты социа-лизации – детский сад, школа и др. Однако, на каждой стадии процесса со-циализации ведущая роль отводится семье, где ребенок рождается и растет. Семья – первичный и главный институт социализации. Родители заботятся о ребенке с первых дней его жизни – удовлетворяют базовые потребности, об-щаются, играют, учат, т.е. воспитывают. Процесс воспитания во многом за-висит от взаимоотношений в семье, личностных особенностей родителей, ус-тановок, семейных ценностей, состава семьи. От того, какие нормы, правила и модели поведения усвоил ребенок, впоследствии будет зависеть вся его жизнь. Перевоспитать ребенка, привить ему другие идеалы и ценности труд-но, а иногда и практически невозможно. В этой связи изучение семьи как важнейшего института социализации является актуальной проблемой.
Основная часть:
Г.М. Андреева определяет социализацию как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы со-циальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» .
Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами соци-ального опыта, получили название институтов социализации.
Одним из главных институтов социализации является семья.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ро-лями, необходимыми для безболезненного вхождения в общество.
Семья является важнейшей средой формирования и функционирова-ния личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенно-го образа его жизни.
Семью можно определить как обладающую исторически определен-ной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брач-ными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мораль-ной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоя-тельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и имеет от нее определенную зависимость. Именно в семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия обществен-ной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжения человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности.
Право ребенка на жизнь и воспитание в семье закреплено в статье 54 гл. 11 Семейного кодекса РФ.
В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную по-зицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.
Заключение:
Семья является важнейшей средой формирования и функционирова-ния личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенно-го образа его жизни.
В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную по-зицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.
Особенности семьи как института социализации определяются демо-графическими, социально-культурными, социально-экономическими и тех-нико-гигиеническими параметрами.
Социализация личности в семье зависит от состава и типа семьи, от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Одним из важней-ших условий существования, благоприятного развития и функционирования семьи являются взаимоотношения в семье, основанные на обоюдном дове-рии, и психологической совместимости.
Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности посредством реализации конкретных функций. Основными соци-альными функциями семьи являются: воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, функция социального контроля, функция духовного обще-ния, социально-статусная, досуговая и эмоциональная.