Введение:
Поражение дворянской революции многими было воспринято как крушение истории, но именно этот непростой период России сформировал Лермонтова-писателя. Крушение идеалов декабристов заставил иначе смотреть на реальность и тем самым способствовал глубочайшей переоценке ценностей. Поэтому именно в те годы в литературе зарождается абсолютно новый герой, герой странной эпохи «безвременья», эпохи жесточайшей реакции и в то же время безграничного произвола самодержавно-полицейского строя в России. Таким героем стал в романе Лермонтова Григорий Александрович Печорин.
Лермонтов достаточно серьезно подошел к непростой задаче: показать в реальной обстановке человека своего времени — разумно мыслящего и тонко чувствующего, весьма талантливого, но в то же время изрядно испорченного средой, и не сумевшего найти достойное применение своим «силам необъятным». М.Лермонтову крайне важно было рождение человека такого типа, как Печорин, показать с предельной глубиной его внутренний мир, представить полную характеристику героя. Это важнейшая задача в романе, реализации которой помогает композиция романа, полностью отражающая авторскую мысль.
«Герой нашего времени» — это грустная душа в нашем времени», — пишет о романе Белинский. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением. Однако сам образ Печорина по форме изображения не совсем художественен. Причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер был настолько близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективироваться. Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа. Оттого сам роман оставляет ощущение бесперспективности. В нем есть что-то неразгаданное, как бы недосказанное, а потому остается тяжкое впечатление после его прочтения. Но этот недостаток, по мнению Белинского, есть в то же время и достоинство романа Лермонтова, ведь таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях. Это вопль страдания, его вопль, который отличает страдание».
Основная часть:
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершался анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведение как целостное и связное повествование .
Тем не менее в 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Действие «Героя нашего времени» происходит на Кавказе, и по своей композиции роман представляет собой реалистический роман, без опоры на привычную последовательность событий. В этой книге проявился новаторский талант Лермонтова-писателя.
Прошло уже много лет с тех пор, как появился роман «Герой нашего времени», но и до сих пор его построение выступает актуальным предметом исследований и споров. В романе отсутствуют привычные повороты сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, поскольку композиция здесь является средством выражения идейно-художественной структуры произведения, средством изображения характера.
Композиция «Журнала Печорина» довольно сложная и весьма своеобразная – это как бы «роман в романе».
С одной стороны, в центре всех пяти новелл стойко фигурирует образ Печорина, а с другой стороны, здесь отсутствует так называемое «наслоение» эпизодов, сцен, встреч главного героя с другими персонажами. Противопоставление главного героя романа другим персонажам формирует основные сюжетные линии, в которых заложены разные конфликты: нравственные, философские, интимные, психологические, конфликты характеров: Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество», Печорин и Бэла, наконец. Эти сюжетные линии совершенно неодинаковы по своей протяженности во времени, но в то же время в них наличествует скрытый подтекст (например, конфликт Печорина и «власть имущих», из-за которых он оказался на Кавказе, мироустройство, которое герой не в силах принять). Полифоническая структура романа обусловлена плотной связкой сюжетных линий – именно в этом заключается идейно-художественная специфика и новаторство произведения Лермонтова.
Заключение:
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.
Жанр романа: социально-психологический реализм.
Психологизм создается как раз за счет нестройного порядка повестей, так как только таким способом мы можем увидеть всю полноту и сложность душевных перемен и терзаний Печорина. И главный герой, в начале романа вызывающий даже некоторое отторжение своей, казалось бы, нечувствительностью и даже равнодушием к происходящему, к концу романа становится нам понятен и близок.
Автор гениальнейшим образом дает нам психологический портрет героя, описывая его как чисто внешне, так и умело передавая нюансы внутреннего содержания героя. Подробно описывая внешность, повествователь стремится постичь характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся». Вообще, стоит отметить, что описание внешности играет немалую роль в романе, поскольку подается не только характеристика описываемого персонажа, но и характеристика того героя, кто дает описание.
Мы многое узнали о герое от других спутников. Но более всего мы смогли узнать его по его словам из собственного дневника, который предваряют слова автора: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги».