Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст как сензитивный период развития ребенка является периодом, оптимальным для когнитивного развития. Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов, овладением сложными манипуляциями и действиями с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Начальной ступенью человеческого познания является непосредственное живое созерцание, которое отражается в ощущениях и восприятии. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие основных сенсорных систем, которые служат необходимой базой становления всех психических функций.
Под «когнитивным развитием» следует понимать набор сложных, иерархически организованных когнитивных репрезентативных структур (функциональных, операциональных и мотивационных) как психическую основу интеллектуальной деятельности (Л. В. Филиппова). Таким образом, понятие «когнитивное развитие» является, на наш взгляд, более общим и более сложным, чем широко распространенные в психолого-педагогической и методической литературе понятия «интеллектуально-познавательное развитие», «умственное развитие», «интеллектуальное развитие» и др.
К функциональным образованиям, обеспечивающим когнитивное развитие ребенка, относятся: сенсорные функции различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные, мышечно-суставные, мнемические, речедвигательные и др.); операциональные механизмы, обеспечивающие реализацию функциональных потенциалов и равномерный и устойчивый темп деятельности, способствуя проявлению высокого уровня психической активности; мотивационные механизмы, обеспечивающие построение и удержание (контроль) деятельности, оценку окружающего.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
В этой связи представляется правомерным утверждать, что универсальным средством когнитивного развития детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре как ведущей деятельности в этот период происходят главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности. Именно игра в дошкольном детстве создает зону ближайшего развития, внутри которой происходит психическое развитие ребенка, «зарождается» новый вид деятельности — учебная деятельность.
Объект исследования – основополагающие характеристики психического развития ребенка. Предмет исследования - определение значения игры в развитии и становлении ребенка.
Цель исследования – рассмотреть роль игры в психическом развитии ребенка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теории игровой деятельности.
2. Проанализировать новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении.
3. Привести виды игр.
4. Определить роль игры в психическом развитии ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.
Глава 2:
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности .
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка.
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные.
Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными.
Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Экспрессивно-двигательная деятельность детей в играх-драматизациях сочетает работу двигательного, зрительного и пространственного анализаторов на уровне представлений, ощущений всего тела и задачу по актуализации и освоению знаковых систем на уровне их телесного выражения. Поэтому организация игр-драматизаций позволяет развивать не только образное мышление, но и двигательную и социально-эмоциональную сферы, насыщая их образные составляющие.
Развитие мотивации речевой деятельности связано с созданием полимотивированности в игровых, коммуникативных, познавательных ситуациях, опосредующих необходимость развития ситуативной речи, объяснительной речи, осмысленного использования речи для достижения желаемой цели. Кроме того, мотивация речевой деятельности обусловливается развитием личностного смысла речевого высказывания. И в театрализованных играх для этого создаются наиболее благоприятные возможности.
В дошкольный период развивается одна из важнейших функций речи — коммуникативная, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия человека на себя и других людей. Игры-драматизации обеспечивают процесс формирования операциональных компонентов речи — за счет того, что в них отдельное внимание уделяется работе над невербальными компонентами вербальной коммуникации (интонация, ритмика, мелодика речи, мимика, жест).
В педагогическом процессе необходимо привлекать внимание детей к особенностям речевого высказывания и его построений в различных ситуациях. Кроме того, игровая форма деятельности предполагает возможность развивать творческий подход к формированию высказывания, развивая его осознанность и продуктивность. Таким образом обеспечивается развитие способности формирования структуры высказывания, осознания его структурных составляющих и их отношений, контроля за процессом речи и достигнутым результатом .
Роль речи в развитии воображения особая и существенная. Именно речевая функция позволяет ребенку зафиксировать представление об образе предмета. Развитая речь в театрализованных играх освобождает ребенка от власти непосредственных и ситуативных впечатлений, позволяя ему выйти за их пределы.
Происходящие в дошкольном возрасте многочисленные прогрессивные изменения мышления порождают «всплеск» детского воображения и фантазии как основ творческой активности ребенка. Задачи развития общей способности продуктивно (творчески) мыслить и действовать, проявления аффективно-эмоциональной стороны воображения должны быть дополнены перцептивно-когнитивными аспектами. Не умаляя значимости спонтанной игры, в указанном контексте следует выделить необходимость направляющего воздействия со стороны взрослого. Игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации имеют возможность принять форму законченного, осознаваемого «продукта», адекватно укладывающегося на мыслительные возможности развивающейся психики. С нашей точки зрения, это неизмеримо важно как в плане развития продуктивности образных форм мышления и полноценности воображения, так и в плане формирования адаптивных способов психологической защиты, развития произвольности и планирования деятельности.
Значение игр с правилами для когнитивного развития ребенка дошкольного возраста заключается, прежде всего, в развитии произвольности познавательных психических процессов и формировании функциональных механизмов произвольной регуляции .
Зарождение произвольности психических процессов происходит в сюжетно-ролевых играх и играх с правилами.
Заключение:
Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является го, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности - рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.