Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Игры животных уже давно служат объектами интенсивных зоопсихологических и этологических исследований, однако в изучении сравнительно-психологических аспектов игры на сегодняшний день в сущности мало что изменилось со времен известных работ Н. Н. Ладыгиной-Котс. Вместе с тем вопрос о возможностях (и необходимости) сопоставления игр детенышей животных и игр детей представляет, конечно, большой теоретический и практический интерес, в частности, для детской психологии и дошкольной педагогики.
Игра – это совокупность специфически преадуальных проявлений общего процесса развития поведения в онтогенезе животных, это – адуальное поведение в процессе его становления. По сравнению же с предшествующим, ранним постнатальным периодом игра составляет новое содержание поведения, определяющее дозревание первичных элементов поведения и их преобразование в поведение взрослых (половозрелых) животных.[10]
Глава 2. Игровое поведение приматов
Проблема генетических истоков человеческой игры как социального воспитательного по своей общественной направленности образования в настоящее время вновь становится достаточно актуальной для психологии. Причины тому двоякого рода: первая состоит в наличии неугасающей теоретической дискуссии в решении проблемы грани между животным и человеческим, между биологическим и социально-историческим в развитии; вторая связана с потребностью современной психологии глубже понять сущность антропогенетически значимых особенностей поведения приматов, исторически сложившиеся закономерности психического развития ребенка, в ходе которых игре принадлежит выдающаяся развивающая функция. Этот второй ракурс проблемы делает необходимым вливание новых фактов и психологических идей в понимание не только принципиальной разницы между игрой ребенка и играми животных, но и их эволюционной преемственности.[2]
Причем игры животных обязаны рассматриваться дифференцирование в зависимости от положения того либо другого вида в эволюционной систематике. Так, безусловно, различны игры птиц и млекопитающих. В среде млекопитающих резко различны по содержанию игры молодняка копытных от игр детенышей хищников. Наконец, игры приматов, в особенности высших, резко различаются от игровой активности иных млекопитающих.
Литература
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии, 1966, № 6
2. Гудолл Д. Шимпанзе в природе: поведение. — Изд. Мир, 1992,
3. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. — м., 1935.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959
5. Леонтьев А.Н. и современная психология / Под ред. А.В.Запорожца и др. М., 1983.
6. Новоселова С.Л. Сравнительный анализ формирования опосредованной деятельности у приматов методом самостоятельного опыта и подражания// Биологические базы подражательной деятельности и стадных форм поведения./ Ред. А.Д. Слоним. —М.-Л.,1965.
7. Новоселова С.Л. Общение у животных// Мир психологии. — 1996. — № 3.
8. Новоселова С.Л. Игровое поведение приматов и его антропогенетически важные психологические особенности
9. Тих Н.А. Ранешний онтогенез поведения приматов. Сравнимо-психологическое исследование.— Л., 1966.
10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1985.
11. Фабри К. Э. Обращение с предметами у низших обезьян и проблема зарождения трудовой деятельности. — Советская антропология, 1958, т. 2, № 1,
12. Фабри К. Э. Роль манипулирования предметами в онтогенезе поведения низших обезьян. — В кн.: Физиологические основы сложных форм поведения. М; Л., 1963, 15.
13. Фабри К. Э. Об отношении низших обезьян к прозрачным предметам в связи с биологическими предпосылками антропогенеза. —Вопросы антропологии, 1964, вып. 16,
14. Фабри К. Э. В. А. Вагнер и современная зоопсихология. — Вопросы психологии, 1969, № 2,
15. Фабри К. Э. Этологическая классификация дополнительных функций грудных конечностей и ротового аппарата млекопитающих: (К вопросу о принципах этологической систематизации). — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1972, т. 77, вып. 1
16. Фабри К. Э. К проблеме игры у животных. — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1973, т. 78, вып. 3
17. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. — Л., 1972.
18. Фабри К. Э. Классификация игр животных. — Бюллетень МОИП, Отд. биологический, 1982, т. 87.
19. Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры в раннем детстве. — В кн.: Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949
20. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры. — В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте. — В кн.: Психология личности и деятельности дошкольников. М., 1965.
22. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры. — В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.,1978.