Введение:
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с ней.
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие ко-торого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – до-школьника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетель-ствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются спо-собность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.[4;15]
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная пробле-ма современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слиш-ком уж великий урон нанесен живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего насе-ления, включая и подрастающее поколение. Началом формирования эколо-гической направленности личности по праву можно считать дошкольное дет-ство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отноше-ния окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.[12;78]
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ори-ентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологиче-ского воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий эколо-гической культуры.
Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образова-нию в области окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формиро-вания системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школь-ников и студентов, и в настоящее время все еще находится в стадии станов-ления. В 90-е годы появился ряд дополнительных, авторских экологических программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных раз-делов комплексных программ.
В настоящее же время экологическое воспитание стало одним из важ-ных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошколь-ных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, ба-зисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию до-школьников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всерос-сийские, региональные, городские конференции по экологической проблема-тике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Это определило актуальность данного вопроса и тему нашей работы: «Роль дидактической игры в экологическом образовании детей среднего до-школьного возраста».
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.
Глава 2:
Базой исследования является МДОУ № 253 города Челябинска. Про-цесс экологического воспитания детей в детском саду осуществляется на ос-нове образовательный и авторских программ.
Проанализируем особенности организации экологической образова-тельной среды в МДОУ,
«Уголок природы» в условиях ДОУ, в средней группе является одним из компонентов системы экологического воспитания подрастающего поколе-ния. Кроме экологического воспитания, при помощи «Уголка природы» ре-шаются такие общие задачи, как развитие у ребенка положительных личных качеств (доброты, отзывчивости, терпимости, ответственности и т.д.), позна-вательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Сам «Уголок природы» состоит из 2 больших составляющих:
• натуральные объекты природы (растения, животные);
• стенд, посвященный природным явлениям, литература.
Натуральные объекты природы представлены в «Уголке природы» дос-таточно полной коллекцией комнатных растений: хлорофитум, бегония, дра-цена, монстера, диффенбахия, циперус и т.д. Все растения находятся на уровне детей, что позволяет им более тщательно знакомиться с ними, рас-сматривать, наблюдать, ухаживать за растениями. Распознавание природных объектов и их практическое исследование способствует формированию у де-тей исследовательских умений и навыков, приучает бережно относится к природе. Кроме того, в «Уголке природы» дошкольники могут получить пер-вичные навыки по уходу за животными: в группе есть аквариум, клетка с хо-мячками, в раздевалке стоит клетка с попугайчиками. С детьми регулярно проводятся беседы о правилах поведения с животными, по уходу за ними.
Вторым компонентом «Уголка природы» является печатная продукция и макеты. В группе есть стенд, посвященный природным явлениям, где кро-ме календаря природы, в котором воспитатель вместе с детьми отмечают температуру, осадки и следят за изменениями в природе, есть данные о на-родных приметах, интересных природных явлениях на Земле, приведены со-веты по охране природы и уходу за комнатными растениями и домашними животными. На стенде есть раздел, посвященный работам ребят, их рисункам о природе; здесь же отмечаются лучшие дежурные по уголку. Кроме стенда есть литература, которой могут пользоваться и дети; атлас-определитель, книги о животных и растениях. Есть модели для изучения природы: глобус, модели овощей, фруктов и т.д.
В целом, «Уголок природы» аккуратно оформлен, все материалы оформлены в соответствии с требованиями; материалы постоянно пополня-ются, изменяются в соответствии с необходимостью. Воспитатели привлека-ют детей к работе в «Уголке природы».
В рамках данной курсовой работы нами проводилось исследование уровня экологической образованности дошкольников средней группы в фор-ме опроса по изучаемым вопросам.
Основываясь на положениях об исследовательской работе, нами был проведен контрольный срез по определению уровня развития экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Обработка результатов про-водилась при помощи выставления балльных оценок (по пятибалльной шка-ле, где 5 – высокий уровень развития, 1 – низкий уровень развития). Подроб-но данные представлены в таблице 1.
Заключение:
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого чело-вечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образова-нии, основная цель которого состоит в формировании нового типа отноше-ния к природе на основе воспитания экологической культуры личности. До-школьный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологиче-ского образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобре-тает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями жи-вого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, це-левых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают занятия интегра-тивного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.
Подобрав систему дидактических игр экологическому воспитанию де-тей в МДОУ, внедрив ее в образовательный процесс учреждения, организо-вав комплексное взаимодействие всех участников образовательного процес-са, проанализировав сравнительные данные констатирующего и контрольно-го этапов отмечаем, что положительная динамика отмечается в 80% случаев, что является положительным результатом.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод об эффективности использования дидактических игр в процессе экологического образования дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.