Введение:
В мировой практике стратегическое планирование является одним из общепризнанных инструментов устойчивого социально-экономического развития территорий и хозяйствующих субъектов.
С конца 1990-х российские муниципалитеты, используя международный опыт и практику советского планирования, начали разрабатывать документы стратегического планирования.
Эти документы имели разные названия, в настоящем исследовании для них принят условный термин «план стратегического развития» муниципального образования.
Количество разработанных план стратегического развития в настоящее время, по разным оценкам, составляет до нескольких сотен.
Однако при отсутствии полноценной нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне, регулирующей стратегическое планирование, недостаточности научно-методологической базы, ресурсного обеспечения, муниципалитеты столкнулись с трудностями в реализации разработанных ПСР. Анализ практики реализации показал, что проблемы являются типичными.
Среди них, неэффективность системы управления реализацией ПСР, несогласованность вопросов социально-экономического и территориального развития, слабое сопряжение целей плана стратегического развития с целями долгосрочного развития региона, страны, недостаточное привлечение бизнеса, населения и других заинтересованных сторон к реализации плана, негибкость процесса реализации плана стратегического развития в кризисных ситуациях.
Практически в каждом муниципалитете создается собственная, а потому оригинальная методика исполнения стратегического плана. При этом исследований по систематизации опыта реализации плана стратегического развития с целью выработки общих рекомендаций проводится недостаточно, задача подобного рода на государственном уровне не поставлена.
Принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Концепция-2020), исполнение Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетного, Налогового и Градостроительного кодексов РФ, совершенствование региональной политики, разработка законопроекта «О государственном стратегическом планировании в РФ», документов долгосрочного развития федеральных округов и субъектов РФ, выдвигают новые требования к реализации ПСР МО с учетом влияния систем управления разного уровня.
Для эффективной реализации ПСР в постоянно меняющейся ситуации необходимо выстраивание партнерских отношений на различных уровнях управления и секторах гражданского общества. Нынешнее состояние их взаимодействия не позволяет назвать его достаточным.
Разделение полномочий между федеральными, региональными и местными органами внесло функциональную прозрачность и значимость в их деятельность, но не решило задач создания эффективного механизма развития. Это является критичным для осуществления национальной стратегии модернизации экономики и социальной сферы в целом.
Глава 3:
Целью разработки стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года является выявление возможностей для динамичного развития региона, обеспечивающего существенное повышение качества жизни населения.
Одной из главных целей является повышение уровня благосостояния населения и стандартов жизни на территории области . Реализация данной цели, достижение высокого уровня качества жизни возможно только при условии создания динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Решение социальных вопросов тесно связано с экономическим развитием области .
Динамичное экономическое развитие ведет к снижению безработицы, росту доходов населения, доходу региональных и местных бюджетов и, соответственно, увеличению возможностей по бюджетному финансированию социальной сферы и социальной инфраструктуры. В качестве ключевого направления Стратегии выделено развитие социальной сферы.
Министерством экономического развития Челябинской области впервые за последние годы разработана « Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года».
При этом проявлена профессиональная ответственность за будущее народного хозяйства региона. Значительный опыт в этом направлении был приобретен при разработке федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1999 - 2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 1381. Реализация этой программы происходила в трудный период перехода от стратегии выживания к стратегии развития.
Однако все поставленные цели были достигнуты, обеспечен подъем ключевых отраслей экономики Челябинской области , имеющих стратегическое значение как для региона, так для Российской Федерации в целом.
Цель стратегии социально экономического развития Челябинской области до 2020 года – рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.
Важнейшие задачи экономического развития - обеспечение ежегодного прироста валового регионального продукта не менее 6 – 8%, доведение к 2020 году ежегодного объема инвестиций до 534 млрд. рублей и 2,5 - 2,8 млрд. долларов США. Планируется увеличение роста экспорта довести до 7,5 - 9,0 млрд. долларов США в год.
Следует отметить, что повышение конкурентоспособности экономики области как цели стратегии развития поставлено впервые. Возможность ее достижения убедительно подтверждается успешной работой 35 крупнейших хозяйствующих субъектов нашего региона.
И, по определению, экономическая стратегия – долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения государственной власти, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
С учетом комплексного характера экономической стратегии для анализа социально-экономического положения был выбран SWOT-анализ экономического потенциала как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Основным содержанием использованной методики является использование сильных и слабых сторон субъекта в разделе отдельных внутренних факторов, а также позитивного или негативного влияния отдельных внешних факторов, обусловливающих развитие субъекта.
В разделе «SWOT-анализ» приведены и обоснованы возможные риски и мероприятия, необходимые для их снижения, в металлургическом и энергетическом комплексе Челябинской области.
Особое значение для экономики региона будет иметь развитие энергетики. Главная цель планируемых мероприятий – снижение энергодефицитности Челябинской области.
Правительством области совместно с «РАО ЕЭС России» разработана Программа первоочередных мер по строительству и реконструкции энергетических мощностей на период 2006 - 2011 годы с объемом финансирования в 1,2 млрд. рублей.
Заключение:
Основным инструментом перехода к устойчивому развитию является стратегическое планирование устойчивого развития региона, под которым понимается процесс формирования модели будущего региона, определяемый спецификой региона и его ресурсов, включающий комплекс мероприятий по разработке методик и программ устойчивого развития региона и обеспечения его безопасности.
Предположение, что план стратегического развития, разработанный на основе такого метода, является совершенным качественным продуктом, адекватно отражающим реальное состояние региона, миссию и стратегические цели местного сообщества, позволяет сделать вывод, что и его реализация с использованием системного подхода позволит обеспечить более качественное достижение результата.
Челя?бинская о?бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр: город Челябинск. Образована: 17 января 1934 года.
Положительные тенденции социально-экономического развития области в январе-ноябре 2010 года (в % к январю-ноябрю 2009 года) (приложение 1):
- промышленное производство увеличилось на 12,2%;
- грузооборот транспорта – на 11,4%;
- доходы консолидированного бюджета – на 46,8%;
- просроченная задолженность по заработной плате на 01.12.2010г. сократилась в 11,4 раза к 01.12.2009г. до 3,2 млн. рублей;
- численность зарегистрированных безработных на 01.12.2010г. уменьшилась на 37,2% к 01.12.2009г.
В январе-октябре 2010 года (в % к январю-октябрю 2009 года):
- внешнеторговый оборот увеличился на 8,7%, в т.ч. экспорт – на 7,5%;
- прибыль прибыльных организаций – на 16%;
- среднедушевые денежные доходы населения – на 13,9%;
- среднемесячная заработная плата – на 13,6%;
- реальная заработная плата – на 6,5%, реальные располагаемые денежные доходы – на 3,4%.
Отрицательные тенденции в январе-ноябре 2010 года (в % к январю-ноябрю 2009 года):
- ввод в действие жилых домов снизился на 25,5%;
- продукция сельского хозяйства – на 16,6%;
- объем работ в строительстве – на 5,6%;
- объем платных услуг населению – на 1,2%.
За январь-ноябрь 2010 года индекс производства по основным видам деятельности по полному кругу организаций-производителей составил 112,2% к соответствующему периоду прошлого года.
Целью разработки стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года является выявление возможностей для динамичного развития региона, обеспечивающего существенное повышение качества жизни населения.
Одной из главных целей является повышение уровня благосостояния населения и стандартов жизни на территории области . Реализация данной цели, достижение высокого уровня качества жизни возможно только при условии создания динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.