Введение:
Неспособность лица погасить свои долговые обязательства, подтвержденная, в частности, судом, именуется в частно-правовых отношениях несостоятельностью. В ряде случаев имеет место смешение несостоятельности и банкротства. Между тем банкротство есть, что немаловажно, одно из проявлений и юридических последствий несостоятельности. П.У. Редмонд и Р. Дж. Лоусон в разделе «Банкротство» многократно издававшегося труда, посвященного торговому праву, подчеркивают, что в случаях, когда лицо несостоятельно (т.е. не способно оплатить свои долги в должном объеме и в надлежащий срок), то либо оно само, либо его кредиторы могут ходатайствовать перед судом об установлении управления над его имуществом и распределении последнего среди кредиторов. Подобная процедура именуется банкротством и регулируется законодательством о несостоятельности. В свое время банкротство рассматривалось как уголовно наказуемое деяние, представляющее собой угрозу для общества. С развитием производственных и торгово-экономических капиталистических отношений акцент с уголовно-правовых сторон этого явления был перемещен обществом в пользу задач локализации и минимизации вреда для участников и стабильности рынка, а также неблагоприятных последствий несостоятельности для самого должника. В обычных условиях «несостоятельность влечет за собой открытие конкурсного процесса, т.е. особого тщательно регламентированного порядка распределения имуществ несостоятельного должника между его кредиторами».
Активное развитие законодательства о новых «европейских» юридических лицах, очевидно, предопределяет актуальность проблемы их ликвидации и банкротства.
Целью настоящей работы является изучение и анализ европейского законодательства о банкротстве юридических лиц и практика его применения.
Для достижения указанной цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения и развития института несостоятельности (банкротства);
- раскрыть понятие несостоятельности (банкротства;
- изучить принципы правового регулирования несостоятельности (банкротства);
- выявить специфику правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Европейском Союзе;
- рассмотреть актуальные вопросы практики и совершенствования процедуры несостоятельности (банкротства), применяемой в странах Европейского Союза.
Объектом исследования является несостоятельности (банкротство) в праве Европейского Союза.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в ходе правового регулирования несостоятельности (банкротства) по праву Европейского Союза.
Выбранная тема исследования довольно широко освящена в отечественной и зарубежной юридической литературе. Среди авторов, чьи работы использовались в настоящем исследовании можно выделить Л.М. Энтина, Е.А. Васильева, Н.Ю.Ерпылева, С. Ю. Кашкина, В.В. Залесского, В.В. Степанова, Л. Панзани, P.W.D. Redmond, R.G. Lawson, G. Moss, R.M. Goode, M.Virgos, Fr.Garcimartin и др.
Методологической основой исследования выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы, предполагающие объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия. Среди специальных методов научного познания были использованы следующие: сравнительно-правовой, метод комплексного анализа, исторический, формально-логический. Применение всех указанных методов позволило провести комплексное исследование и получить максимально достоверный результат. В целом, в работе используются все методы в совокупности, приоритет того или иного метода определяется в зависимости от поставленных задач исследования.
Структура выпускной квалификационной работы определяется предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе восемь параграфов, заключения, а также списка источников и литературы.
Глава 2:
Одним из методов, используемых в праве Сообщества для сближения национальных законодательств, является «гармонизация» национальных законодательств. В процессе универсализации процедуры несостоятельности в странах Европейского Союза этот метод используется наряду с методом унификации национальных законодательств. Гармонизация законодательств стран ЕС осуществляется с помощью Директив, которые «могут только предоставлять частным лицам права (в отношении государства); они не могут налагать обязательства на частных лиц (в пользу государства или иных частных лиц), то есть в отличие от Регламентов они не имеют «горизонтального» прямого действия» .
Унификация правового регулирования трансграничной несостоятельности в странах Европейского Союза, безусловно, играет решающую роль в создании действенного механизма правового регулирования трансграничной несостоятельности. Однако действенность этого механизма зависит не только от наличия унифицированных норм, но также и от степени сближения подходов национальных законодательств к регулированию несостоятельности, степени единообразия юридической техники открытия, проведения и закрытия процедур несостоятельности, что может быть достигнуто при помощи гармонизации национальных законодательств в этой области.
Анализ уже действующих и находящихся в стадии подготовки Директив, регулирующих вопросы, связанные с несостоятельностью, позволяет выделить два блока вопросов, которые регулируются посредством метода гармонизации законодательства стран Европейского Союза. Во-первых, метод гармонизации используется для придания универсального характера процедурам несостоятельности, которые не регулируются Регламентом Совета ЕС о производстве по делам о несостоятельности, то есть процедуры несостоятельности страховых, инвестиционных компаний и кредитных учреждений. В этот список также включаются участники платежных систем и систем ведения учета прав на ценные бумаги. Причина выпадения этих субъектов права из сферы действия механизма правового регулирования несостоятельности, закрепленного Регламентом Совета ЕС, заключается в исключительно жесткой регламентации и контроле за их деятельностью со стороны национальных компетентных государственных органов. Выполнение этих функций на трансграничной основе не представляется возможным в силу того, что это затрагивает главным образом вопросы административно-правового порядка, Учитывая специфику деятельности этих субъектов права и необходимость универсализации процедур несостоятельности, единственно приемлемым способом для этого остается метод гармонизации законодательства о несостоятельности стран Европейского Союза.
Во-вторых, метод гармонизации используется при создании в странах Европейского Союза механизма защиты и гарантий прав частных лиц от негативных последствий открытия процедуры несостоятельности. Например, 20 октября 1980 года была принята Директива о сближении законодательств государств-членов, касающихся защиты наемных работников в случае несостоятельности работодателя. Поскольку в данном случае преследуется цель наделения определенного круга лиц неким унифицированным комплексом прав без возложения на них соответствующих обязательств, использование метода унификации с его «горизонтальным» прямым действием, о чем уже упоминалось выше, было бы неадекватно преследуемой цели. Соответственно оптимальным решением является издание нормативного предписания государствам-членам Европейского Союза о внесении соответствующих изменений или принятии необходимых актов, позволяющих гармонизировать соответствующее законодательство и тем самым универсализировать правовое регулирование защиты прав наемных работников, «... Директива позволяет сочетать единство политической линии в рамках ЕС с учетом специфики местных условий, Неудивительно, что именно директива играет основную роль в процессе гармонизации права Сообществ, предусмотренном статьей 100 Договора о ЕЭС».
Директива № 80/98 7/ЕСС предназначена для того, чтобы гарантировать наемным работникам минимальный уровень защиты в соответствии с правом Сообщества в случае несостоятельности их работодателя без ущерба для более благоприятных положений национальных законодательств государств-членов. С этой целью Директива требует от государств-членов учредить орган, который должен гарантировать выплату непогашенных долгов работникам, чей работодатель признан банкротом.
Директива применяется к требованиям работников, вытекающим из трудовых контрактов или трудовых отношений, существующих между ними и работодателем, считающимся несостоятельным. Для целей Директивы работодатель считается несостоятельным, когда:
1) подано заявление об открытии производства, затрагивающего активы работодателя, как это предусмотрено национальными законами, регламентами или административными предписаниями государства-члена в целях коллективного удовлетворения требований кредиторов, которое разрешает учитывать требования наемных работников;
2) компетентный в соответствии с национальным законодательством орган либо: принял решение об открытии производства;
- установил, что предприятие или бизнес работодателя окончательно закрыт и что наличные активы последнего недостаточны для обеспечения открытия производства. Директива требует от государств-членов принять меры, обеспечивающие погашение долгов перед наемными работниками соответствующими органами. Государства-члены вправе ограничить ответственность этих органов по выплате просроченных долгов. В случае увольнения работников по причине несостоятельности работодателя они должны гарантировать погашение задолженности за три месяца предшествующих увольнению. В случае открытия производства в отношении работодателя задолженность за три месяца, возникшая в период шести месяцев до открытия производства, также должна быть погашена в полном объеме. Государства-члены также должны принять меры, чтобы обеспечить право работников получить выплаты в соответствии с национальным законодательством о социальном обеспечении, даже если работодатель не делал обязательных отчислений в социальные органы, ввиду того, что взносы работника были удержаны у источника выплаты. Государства-члены должны установить в деталях порядок организации, финансирования и деятельности этих органов в соответствии со следующими принципами:
1) активы этих органов должны быть независимыми от капитала работодателя, находящегося в обороте, и недоступны для производства по делу о несостоятельности;
2) работодатели должны принимать участие в финансировании этих органов, если это полностью не делается государством;
3) финансовые обязательства этих органов не зависят от выполнения работодателями своих финансовых обязательств.
Заключение:
Унификация правового регулирования несостоятельности (банкротства) в странах Европейского Союза - это закономерный процесс на пути создания единого рынка в рамках Сообщества. Институт несостоятельности играет если не ключевую, то, по крайней мере, решающую роль в достижении этой цели, К сожалению, слишком велик разрыв на национальном уровне в понимании того, что и как следует регулировать, слишком велико желание сохранить свою модель правового регулирования и защитить своих кредиторов.
На современном этапе развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) в странах-членах ЕС институт несостоятельности утратил свойственную ему ранее репрессивную функцию и выполняет функцию элемента экономической политики государств-членов Европейского Союза.
Несостоятельность представляет собой правовую категорию, в основе которой лежит неплатежеспособность должника, установление которой является предметом экономического анализа структуры активов и пассивов должника. Несостоятельность - это юридический факт, удостоверение которого судом на основе всестороннего и полного правового анализа всех причин неплатежеспособности должника влечет за собой определенные юридические последствия, как для должника, так и для кредиторов.
Принципы правового регулирования несостоятельности делятся на две группы в зависимости от универсальности их действия. Принципы процедуры несостоятельности имеют универсальный характер в силу того, что они отражают существенные черты института несостоятельности в целом. Принципы производства по делу о несостоятельности закрепляют основные начала элементов механизма правового регулирования несостоятельности и не имеют универсального характера.
Интеграционные процессы в Европейском Союзе, в результате которых деятельность субъектов права все чаще стала принимать трансграничный характер, породили проблему создания механизма правового регулирования трансграничной несостоятельности в странах ЕС. Этот механизм должен базироваться на основных принципах процедуры и производства по делам о несостоятельности, закрепленных в правовых системах стран Европейского Союза, и представлять собой решение проблемы конфликта принципов универсальности и территориальности, единства и множественности производств. Решение этой проблемы заключается в ограничении действия принципа государственного суверенитета государств-членов ЕС и унификации правовых норм институтов несостоятельности в странах Европейского Союза.
Подводя итог работе по унификации законодательства о несостоятельности в странах Европейского Союза, автор исследования пришел к следующим выводам:
Попытки создать унифицированный механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), не основанный на едином понимании этой правовой категории, не смогли дать тот результат, который, безусловно, нужен Сообществу. Выработанный компромиссный вариант, позволяющий сосуществовать в определенных рамках национальным моделям правового регулирования несостоятельности, имеет своей целью оградить локальные интересы и права местных кредиторов от трансграничного действия последствий открытия основного производства.
Исторически сложилось, что государства-члены Европейского Союза придерживаются двух моделей правового регулирования. «Рыночно ориентированная» модель решает основную задачу сохранения максимально возможным образом стабильности кредитных отношений, поэтому она не ориентирована на сохранение действующих предприятий и отдает предпочтение защите интересов кредиторов, нежели интересов должника. «Социально ориентированная» модель отдает предпочтение решению социальных задач, поэтому серьезным образом ослабляет положение кредиторов в коллективной процедуре несостоятельности и возлагает на них бремя несостоятельности их контрагента, например, в виде отсрочки погашения долгов или скидки с них.
Модель основного/вторичного производств - это удачное решение проблемы сохранения национальных механизмов правового регулирования несостоятельности в рамках относительно универсальной коллективной процедуры. В результате не создается принципиально новый механизм регулирования, а предлагается некий инструмент международного частного права, не подменяющий национальные законодательства государств-членов ЕС, а позволяющий им сосуществовать и не вступать в противоречие между собой.
Безусловно, это временное решение проблемы регулирования трансграничной несостоятельности в рамках Сообщества, поскольку модель скоординированных параллельных территориальных производств в принципе не подходит для него, так как она влечет за собой деление внутреннего рынка Европейского Союза в целях несостоятельности, что несовместимо с идеей создания единого внутреннего рынка, закрепленной в учредительном договоре о создании Европейского Союза, На следующем этапе унификации правового регулирования несостоятельности в ЕС необходимо решать проблему регулирования трансграничной несостоятельности в рамках универсальной (трансграничной) процедуры, что возможно при следующих условиях:
? единое понимание несостоятельности и задач ее правового регулирования; - включение в сферу регулирования всех кредиторов и всего имущественного комплекса