Дипломная по теме: Международно-правовое сотрудничество государств в области охраны памятников истории и культуры.

Название работы: Международно-правовое сотрудничество государств в области охраны памятников истории и культуры.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Антикризисный менеджмент

Страниц:

109 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Правовые аспекты охраны памятников истории и культуры 9

1.1. Памятники истории и культуры как предмет международного права 9

1.2. Основы правовых международных стандартов в области охраны памятников истории и культуры 15

1.3. Международное право об охране памятников истории и культуры 22

Глава 2. Правовые проблемы охраны памятников истории и культуры 28

2.1. Российский опыт охраны памятников истории и культуры 28

2.2. Зарубежный опыт охраны памятников истории и культуры 33

Глава 3. Перспективы международно-правового сотрудничества в области охраны памятников истории и культуры 57

3.1. Перспективы развития правовой охраны памятников истории и культуры 57

3.2. Совершенствование правового обеспечения охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации 82

Заключение 87

Список использованных источников и литературы 91

Приложение 99

Выдержка:

Введение:

Актуальность работы обусловлена в целом, тенденцией возрастания интереса к роли культуры в развитии человечества. Устойчивость общественного развития сегодня непосредственно связывается с культурой. Значительную часть культурного наследия составляют недвижимые памятники истории и культуры, охрана которых является одной из форм человеческой деятельности, направленной на осознание своей истории, своего места в обществе и места общества в системе мировой культуры, сохранение исторической и культурной преемственности поколений. Культурное достояние народов всех стран входит в общее наследие человечества. Но в наше время, когда культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью забота о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений. В лучшее будущее без Культуры не войти – без осознания и сбережения прошлых достижений, без устремления личности к самоусовершенствованию.

В настоящее время международное сотрудничество характеризуются связями государств в самых различных областях человеческой деятельности. В первую очередь это касается политических отношений, на основе которых каждое государство строит свою внешнюю политику, которая определяет основы сотрудничества этого государства с другими государствами в иных областях международных связей: в экономической области, в области научно-технического сотрудничества, в гуманитарной области, в области международной борьбы с преступностью и т.д. Сотрудничество государств в области культуры тоже входит в этот список так как устойчивость общественного развития сегодня непосредственно связывается с культурой.

Памятники истории и культуры (культурно-историческое наследие) выступают главным критерием поддержки духовности и неразрывной связи поколений, объединяют их в единую цепь исторического развития.

Культура, сама по себе как общечеловеческая ценность, не признает границ. Взаимодействие, взаимообогащение различных культур происходит на самых разных уровнях и государства не в силах остановить этот процесс. Однако, государствам под силу процесс этот упростить, ускорить, сделать наиболее приемлемыми "правила игры", по которым происходит культурный обмен между государствами. Инструментом этого регулирования является международное публичное право, а точнее соглашения и конвенции между субъектами международного права, регулирующие международный культурный обмен.

В последние годы в правовой науке заметно повысился интерес к проблеме охраны культурных ценностей . В связи с ростом преступных посягательств на памятники истории и культуры, в центре общественного внимания оказались многочисленные проблемы, связанные с розыском и возвращением похищенных и (или) незаконно вывезенных культурных ценностей, а также восстановлением права собственности на предметы искусства, утраченные в разное время и по различным причинам, а также вопросы касаемых порчи и разрушения памятников истории и культуры как в мирное так и в военное время (которое конкретно регулируется определенными договорами).

Такие вопросы, прежде всего предопределяются, ростом национального самосознания народов, уровнем развития международного права и рядом других факторов. Памятникам культуры угрожают опасности различного рода — разрушение от вредного воздействия окружающей среды, урба¬низации, времени, военных действий и т. д. Во многих случаях сохранить ценности культуры возможно лишь путем активного международного сотрудничества. Для этого государство предприняло ряд мер, которые позволяют эффективно и целенаправленно вести борьбу с подобными явлениями, осуществлять работу по поиску утраченных национальных реликвий. Приведем наиболее важные аргументы, свидетельствующие об активизации такой деятельности.

В соответствии со статьей 59 “Основ законодательства Российской Федерации о культуре” , принятой 18 лет назад - в 1992 году, "Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации, подлежат возвращению на Родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза".

Глава 3:

В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Памятники истории и культуры обладают особенностями, служащими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению и является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения.

Как показывает опыт зарубежных стран, обеспечение сохранности объектов культурного населения – это комплексная задача, требующая предварительной всесторонней оценки объектов культурного наследия с учётом наличия у них предмета охраны, территории, ограничений и обременений их использования и иных особенностей памятников, как особого вида недвижимого имущества .

В настоящее время, несмотря на то, что в 2002 году был принят базовый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», нормативное правовое обеспечение сохранения историко-культурного наследия российских народов находится в стадии формирования.

Одной их основных задач в сфере государственного учёта объектов культурного наследия является создание единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим целесообразно утвердить положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия и принять меры по включению объектов культурного наследия в реестр в возможно короткий срок.

Также необходимо продолжить работу по уточнению пообъектного состава, территории и предметов охраны в отношении каждого объекта культурного наследия, провести инвентаризацию наличия указанных объектов, оценку их технического состояния.

Правительству Российской Федерации было бы целесообразно разработать ряд нормативных правовых актов:

- необходимо ратифицировать ряд международных конвенций (Европейская Конвенция "О правонарушениях связанных с культурной собственностью" 1985., Конвенция 2003 г. "Об охране нематериального культурного наследия")

- о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения;

- о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;

- о выдаче разрешений на право проведения работ определённого вида на объекте археологического наследия;

- о согласовании с федеральным органом охраны объектов культурного наследия градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;

- о порядке направления федеральным органом охраны объектов культурного наследия в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО предложения о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия.

- кроме того, необходимо утвердить форму паспорта объекта культурного наследия.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что концепция культурного наследия (достояния) народов представляет собой логическое отображение на национальном уровне концепции всемирного культурного наследия (достояния), закрепленной в современном международном праве, а термины «культурное наследие» и «культурное достояние» по своему происхождению в их современном употреблении реципированы во внутреннее право государств из соответствующих международно-правовых источников.

Заключение:

Таким образом подводя итог данной работы, можно сделать вывод о том, что памятники истории и культуры наряду с множеством региональных правовых актов, наиболее точно и четко отражены в трех основных правовых актах, признанных мировых сообществом как наиболее универсальных и всеобъемлющих.

Таким образом, важнейшим документом в области охраны памятников истории и культуры является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Она касается памятников, культурных и природных объектов, имеющих исключительную ценность для всего человечества, Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 г. и Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права обязательства обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия возлагается прежде всего на государство. Эти обязательства являются международными обязательствами Российской Федерации, в частности, согласно ст.4 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 г.

Наиболее значительный вклад по сохранению культурного наследия осуществляют международные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕСКО и организации Системы Всемирного наследия.

К проблемам сохранения памятников истории и культуры человечества следует отнести:

- недостаточную разработанность правовых аспектов охраны памятников истории и культуры на национальном уровне;

- отсутствие должного внимания к данной проблематике со стороны академической правовой науки;

- высокий уровень незаконного оборота культурных ценностей как в пределах отдельных государств (в том числе России), так и на международном уровне (один из ярких примеров разграбление культурных ценностей в Ираке во время вторжения США в эту страну);

- недостаточное понимание со стороны мировой общественности значимости защиты культурного достояния.

Существенным аспектом положительного международного взаимодействия в сфере защита памятников истории и культуры являются отношения в культурной сфере. Для международной политики и дипломатии развитие и поддержание на должном уровне дружеских и добрососедских отношений между странами в данной области общественной жизни становится одним из главных приоритетов.

Самым главным направлением развития права защиты памятников истории и культуры считаю разработку реального механизма обеспечения ее соблюдения и действенного наказания нарушителей. В настоящий момент международное право в данной сфере носит в значительной степени декларативный характер.

Другой важной задачей в сфере международного учёта объектов культурного наследия является создание единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры.

Можно выделить основные направления трансформации концепции всемирного культурного наследия народов во внутригосударственное законодательство Российской Федерации:

Похожие работы на данную тему