Введение:
Формальная социология ? направление в социологии конца XIX ? начала XX вв., представители которого стремились, в противоположность эволюционистскому «субстанционализму» (и натурализму), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов.
Актуальность работы заключается в рассмотрении своеобразия и значения формальной школы для последующего развития мировой социологической мысли.
Цель работы состоит в изучении особенностей формальной социологии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) дать характеристику формальной социологии;
2) рассмотреть социологическую концепцию Ф. Тенниса;
3) изучить формальную социологию Г. Зиммеля.
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858?1918), основоположника так называемой формальной социологии. Зиммель уделял большее внимание самому понятию социальной формы. Противопоставляя форму содержанию, он противопоставлял «материю» социального взаимодействия: цели, потребности, стремления индивидов наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох структурам взаимодействия.
Глава 3:
Социологическая сторона творчества Зиммеля очень обширна. Он затрагивал проблемы социальной психологии, взаимоотношений индивида и общества, политики (власти и насилия), происхождения отчуждения, социологии познания, города, семьи, пространственной организации социальной жизни, социологии конфликта, социологии религии, а также социологии культуры, искусства и т.д. Для объяснения своей позиции он прибегает к аналогии. Социология, по Зиммелю, находится к частным общественным наукам в таком же отношении, как геометрия к наукам физико-химическим, то есть она не изучает содержание общественных явлений, а исследует общую для них социальную форму.
Зиммель уделял большее внимание самому понятию социальной формы. Противопоставляя форму содержанию, он противопоставлял «материю» социального взаимодействия: цели, потребности, стремления индивидов наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох структурам взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и т. п. [4; с. 299]. При этом Зиммель часто объединял по формальному признаку структуры, обладающие различным культурно-историческим содержанием: христианские секты и раннее коммунистическое движение, супружеский конфликт и воен. столкновение, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю.
Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т.д. Основные формы социальной жизни:
1. Социальные процессы — к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
3. «Модели развития» — универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.
Заключение:
Формальная социология ? направление в социологии конца XIX ? начала XX вв., представители которого стремились, в противоположность эволюционистскому «субстанционализму» (и натурализму), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Предмет формальной социологии ? устойчивые, универсальные формы социального взаимодействия при абстрагировании от их конкретно-исторического содержания.
Постановка главной проблемы социологии вытекала из исследования Ф. Теннисом основного противоречия развития социально-философской мысли XVIII — начала XIX в. из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов. Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир.
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858?1918), основоположника так называемой формальной социологии. Зиммель уделял большее внимание самому понятию социальной формы. Противопоставляя форму содержанию, он противопоставлял «материю» социального взаимодействия: цели, потребности, стремления индивидов наиболее часто повторяющимся, характерным для всех эпох структурам взаимодействия.