Введение:
Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происхо-дящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сфе-ру образования как позитивное, так и негативное влияние.
За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (школа - сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и компонент учреж-дения, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением обра-зования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.
Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и задач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на лич-ностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудни-чества учителя и ученика, продуктами которой одновременно являются и ра-циональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерст-во, сотрудничество педагогов и учащихся, ставшие ведущими чертами учебной жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспи-танников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человеч-ной. Невозможна успешная работа учителя там, где не налажено сотрудничест-во с учащимися.
По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые дело-вые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 - 18%. И на-оборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 - 20% у слабых до 37% - у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъем-лемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важ-нейших качеств его личности
В любом коллективе общение является связующим звеном между руко-водителем и подчиненными, между подчиненными. От эффективности обще-ния зависит эффективность работы того или иного коллектива, степень его психологической комфортности для его членов, его уровень развития. Поэтому тема общения в любом коллективе является наиболее актуальной. Данной про-блеме посвящены труды многих психологов и педагогов. Использованные ли-тературные источники большей частью являются психологическими (рассмот-рено понятие «общение», его составляющие и его значение) и педагогическими (рассмотрено педагогическое общение).
Эта проблема рассматривалась с точки зрения влияния общения на фор-мирование личности (А.В. Мудрик, А.А. Добрович. В.В. Бодалев и др.); с точки зрения влияния общения на формирвоание межличностных отношений в кол-лективе (Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева и др.).
Данное требование общества и определило тему нашей работы: «Педаго-гическое общение как творческий процесс»
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить сущность педагогического общения как творческого процесса.
Объект изучения: педагогическое общение.
Предмет: культура педагогического общения, стереотипы и установки.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. определить сущность понятия «общение педагога»;
3. рассмотреть специфику культуры педагога;
4. охарактеризовать технологию педагогического общения;
5. на практике определить возможности применения педагогического общения в качестве творческой составляющей;
6. разработать рекомендации по оптимизации педагогического обще-ния.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение данных, систематизация материала; практически – наблюдение, тестирование, моделирование.
Экспериментальная база исследования: Копейский колледж легкой про-мышленности.
Работа состоит из 2 глав, в которых раскрыты основные вопросы по про-блеме: глава 1 посвящена общему понятию «общение» и его влиянию на фор-мирование личности педагога, особенностям общенияв педагогической дея-тельности, влиянию педагогического общения на формирование личности; гла-ва 2 представляет собой практической исследование проблемы и посвящена изучению педагогического общения в качестве творческого процесса.
Глава 2:
Методика определения психологической атмосферы в группе полностью подтверждает результаты первой методики («Диагностика уровня развития межличностных отношений»). Так, следует отметить, что в группах с высоким уровнем развития межличностных отношений сохраняется благоприятный пси-хологический климат, т.е. отмечается развитие на достаточном уровне друже-любия, согласия, удовлетворенности своей деятельностью, увлеченностью сво-ей работой. Напряженная психологическая атмосфера в группах с низким уров-нем развития межличностных отношений, разрозненных. Средний уровень подтверждается психологическим давлением на членов группы внешних фак-торов, что приводит к дискомфорту.
В процессе анализа последних двух методик по определению межлично-стных отношений можно проследить зависимость уровня развития взаимоот-ношений в группе и стилем педагогического общения кураторов в группах. Бо-лее точные данные будут получены при соотнесении всех предыдущих методик с результатами, полученными при диагностике восприятия подчиненными сво-его руководителя (методики «Эффективность лидера» и «Определение типа деятельности по отношению к руководителю»).
Методика «Определение типа деятельности по отношению к руководите-лю» позволяет оценить основные сферы деятельности лидера:
аналитико-оценочную;
технико-функциональную;
коммуникативно-поведенческую;
творчески-инновационную.
Каждая из этих сфер имеет набор характеристик, по степени наличия ко-торых у руководителя судят подчиненные, определяя всегда, часто, иногда, редко или никогда проявляется это качество. Обработав ответы респондентов нами была составлена сводная таблица, в которой указаны преобладающие от-веты по каждому из параметров. На основе определения в начале эксперимента стиля управления руководителей, мы объединили ответы респондентов по группам:
группы с руководителем –авторитаром ( преобладающие ответы обозна-чены- А);
группы с руководителем –демократом (ответы – Д);
группы с либеральным руководителем (обозначение Л);
группы, где у руководителя преобладает смешанный стиль руководства (преобладающие ответы –С).
Обобщив таким все ответы испытуемых, возможным будет проанализи-ровать точность определения стиля педагогического общения (на основе сход-ства или различия параметров с описанными в теоретической главе стилями управления). Это позволит сделать более точный вывод о влиянии стиля педа-гогического общения на межличностные отношения в коллективе. Обобщенные результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Сводная таблица характеристики педагогов с точки зрения эффективно-сти его деятельности (с точки зрения студентов)
Заключение:
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное об-щение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направ-ленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педаго-гических функций. Между категориями «общение» и «деятельность» существу-ет диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Очевидно, педагогическая деятельность — одна из них. Межличностные отно-шения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных — высших — стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на на-чальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межлич-ностных отношений принадлежит педагогу.
Являясь одним из основных факторов в процессе формирования лично-сти, процесс общения является неотъемлемой частью жизни и деятельности любого человека. Вступая в процесс общения человек решает свои проблемы, приобретает новые знания, умения и навыки, развивается, расширяет круг сво-его общения. Кроме всего этого, общение является фактором успешной социа-лизации человека в коллективе.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и разви-тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея-тельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стра-тегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выде-ляет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.
Общение - это процесс развития и становления отношений между субъек-тами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.
В социальной психологии принято выделять три основные стороны об-щения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление совместной деятельности (интерактивный компо-нент).
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодейст-вие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амо-тивная.
Механизмами межличностного восприятия являются: проецирование; де-центрация; идентификация; эмпатия; стереотипизация.
А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические; этнонациональные; социально-статусные; социально-ролевые; экспрессивно-эстетические; вербально-поведенческие.
Существует ряд факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы: эффект "ореола", безотчетное структурирование личности учащегося, эффект "проецирования", эффект "пер-вичности"; эффект "последней информации" и др.
Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогическо-го процесса. В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяет-ся личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре груп-пы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.