Введение:
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала руководство организации должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.
Комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации это и есть развитие персонала. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.
Целью данной работы является описание системы организации обучения персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
? Определить понятие, сущность и виды обучения;
? Рассмотреть организацию обучения персонала, на примере Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.
При написании работы были использованы учебные пособия по управления персоналом, а также материалы периодических изданий.
Глава 2:
Как видно из диаграммы, основная часть работников имеет высшее образование, в том числе экономическое – 10 человек, юридическое – 26 человек, техническое – 7 человек, педагогическое – 7 человек, 2 человека имеют ученую степень, 3 человека имеют неполное высшее образование, это молодые специалисты пятого курса.
Изучив основные квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы, можно сделать вывод о том, что персонал Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, а соответствует основным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования с учетом специализации, стажу и опыту работы по специальности.
В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области создан свой Учебно-методический центр, который начал свою работу в 2006 году. В УМЦ проходят обучение работники Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области: заместители руководителя, начальники отделов - старшие судебные приставы и их заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. За период работы с сентября 2006 г. по декабрь 2008 г. в УМЦ прошли обучение более 1000 работников Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.
УМЦ располагает учебно-материальной базой:
- учебный класс для лекций, семинарских и практических занятий (максимальное количество слушателей - 50 человек); также этот класс используется для проведения практических занятий с использованием компьютерной техники; для этих целей оборудованы 20рабочих мест.
- учебный класс (компьютерный) по обучению работников Управления работе с программным комплексом «Судебный пристав» (10 рабочих мест), а также проведения квалификационного экзамена для присвоения классного чинов.
В целях повышения уровня теоретической подготовки и формирования практических навыков у государственных гражданских служащих, а занятия проводятся сотрудниками Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области имеющими опыт работы и являющимися наиболее квалифицированными специалистами. Обучающиеся обеспечиваются учебной литературой и необходимыми справочными материалами по направлениям своей профессиональной деятельности.
Все сотрудники службы судебных приставов в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку . Профессиональная подготовка сотрудников службы судебных приставов в учебных заведениях осуществляется в соответствии с порядком, установленным в Министерстве юстиции Российской Федерации. Повышением квалификации сотрудников службы судебных приставов следует считать процесс обновления теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
Профессиональная подготовка проводится с целью приобретения сотрудниками службы судебных приставов теоретических знаний по избранной профессии, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению своих функциональных (должностных) обязанностей.
Основными задачами профессиональной подготовки являются :
? подготовка для службы судебных приставов квалифицированных
специалистов, способных исполнять возложенные на них должностные
обязанности;
? поддержание у сотрудников службы судебных приставов, которым в целях выполнения возложенных на них функциональных обязанностей разрешено ношение, хранение и применение огнестрельного оружия и специальных средств, навыков по их практическому применению;
? повышение профессиональной квалификации сотрудников службы судебных приставов.
Стоит отметить, что ежегодно специалисты Управления Федеральной службы судебных приставов направляются для обучения на высшие административные курсы.
Одной из основных задач учебно – методического отдела УФССП по Челябинской области является организация профессиональной подготовки по повышению уровня теоретических знаний и формированию практических навыков у работников территориальных органов ФССП России Уральского федерального округа. В соответствии с этим направлением деятельности, в период с 6 по 10 декабря 2010 прошло обучение последней в этом учебном году группы слушателей учебно-методического отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на правах учебно-методического центра территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Уральского федерального округа.
Занятия проводились в рамках первоначального обучения для судебных приставов-исполнителей вновь назначенных на должность, либо проработавших не более 1 года.
В процессе обучения работниками профильных отделов аппарата Управления, привлекаемыми в качестве преподавателей, в лекционной и практической формах изложения материала рассматривались актуальные темы профессиональной деятельности судебных приставов – исполнителей - обращения взыскания на имущество должников, розыска должников, порядок совершения отдельных исполнительных действий и документационного сопровождения исполнительного производства.
Также изучалось делопроизводство и психология профессионального общения судебных приставов-исполнителей.
Итоговое тестирование обучаемых показало высокий уровень знания основ исполнительного производства. В процессе опроса слушатели также предложили включить в программу обучения вопросы по повышению мотивации работников, Федеральной службы судебных приставов России и корпоративной культуры государственных гражданских служащих, а также высказали пожелания о введении должности штатного психолога в каждом территориальном органе Федеральной службы судебных приставов России.
По окончании обучения слушатели в анкетах с благодарностью отметили служащих аппарата Управления ФССП по Челябинской области, привлекаемых в качестве преподавателей.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области продолжает последовательное и качественное обучение служащих, проходящих становление в должности.
Так в марте 2010 года прошло обучение более 60 специалистов. Впервые проведены учебные занятия с начальниками отделов, проходящими становление в должности, и сотрудниками, претендующими на вышестоящие должности. В учебной группе проведены занятия по вопросам организации кадрового, документационного, информационного и психологического обеспечений. Кроме того, было организованно обучение судебных приставов-исполнителей, находящихся на испытательном сроке, по программе первоначальной профессиональной подготовки. Начинающие специалисты получили знания по основам государственной гражданской службы, организации деятельности судебного пристава-исполнителя, этике, психологии делового общения.
Заключение:
Развитие персонала в целом и обучение в частности также должно приносить компании прибыль. Обучение персонала – это немалые затраты, которые сегодня имеют тенденцию к достаточно быстрому росту. И, если мы соглашаемся, что обученный и подготовленный персонал – это наше конкурентное преимущество, а значит учить надо, то должны подходить к этому вопросу, как к любой другой составляющей нашего бизнеса.
Таким образом, обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во внепроизводственном обучении роль предприятия сводиться к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Самообучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различных стимулов влияет на самообразование своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.