Курсовая теория по теме: Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Название работы: Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Особенности развития детей с нарушениями зрения 5

1.1 Клиническая картина 5

1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения 7

Глава 2. Значение мелкой моторики для детей с нарушениями зрения 11

2.1 Роль моторики в общем развитии ребенка 11

2.2 Мелкая моторика у детей с нарушениями зрения 14

2.3 Способы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 19

Заключение 31

Список литературы 32

Приложение 1 34

Выдержка:

Введение:

Гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможно-стей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможно-стей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии (Н.Н. Малофеев, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).

Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Г.В. Никулиной, Л.А. Новиковой, Л.И. Плакси-ной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, В.А. Феоктистовой. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развития; теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и разработка теории сенсорного воспитания дошкольников заложены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.А. Венгера, А.В. Запо-рожца, В.И. Логиновой, А.К. Усовой, М. Монтессори и др.

Вопросами общего развития дошкольников занимались такие педагоги и психологи, как Е.А. Аркин, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.Г. Хрипкова и др.; особенности развития детей-дошкольников с нарушениями в развитии изучали Л.П. Носкова, А.А. Катаева и др.; вопросам обучения и развития слабовидящих детей посвящены труды Л.И. Солнцевой, Н.И. Зеленцовой, Л.И. Плаксиной, В.З Денискиной и т.д.

Изучение литературных данных по проблеме сенсорного воспитания де-тей с нарушением зрения позволяет сделать вывод о том, что в специальной ли-тературе недостаточно разработана методика работы по формированию специ-альных знаний, навыков и умений осязательного и тактильно-кинестетического анализа и синтеза признаков и свойств предметного мира как средства компен-саторного развития у младших школьников с нарушением зрения.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разра-ботки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Изучение опыта работы специальных учреждений для детей с нарушени-ем зрения позволяет констатировать необходимость научно обоснованных ре-комендаций по организации коррекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей изучаемой категории.

Актуальность исследования определила выбор темы работы: «Особенно-сти мелкой моторики у детей с нарушениями зрения».

Цель исследования: теоретически обосновать особенности развития мел-кой моторики у детей с нарушениями зрения.

Объект исследования: развитие мелкой моторики.

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

• Изучить и проанализировать литературу по теме работы;

• Охарактеризовать особенности развития детей с нарушениями зре-ния;

• Выделить особенности развития мелкой моторики у детей с нару-шениями зрения;

• Проанализировать способы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Методы исследования носят теоретический характер: анализ литературы. Обобщение и систематизация материала.

Глава 2:

Основная задача – развитие двигательных и познавательных способно-стей. Она реализуется через развитие:

1. Двигательной области коры головного мозга:

- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, дви-гательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твер-дыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться вла-деть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя);

- формирование зрительно-моторных координаций.

2. Речевой области коры головного мозга:

- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слу-хового восприятия.

4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, со-вершенствование двигательных умений и навыков.

5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем про-странстве.

6. Формирование навыков учебной деятельности:

- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

- умение действовать правильно, повторяя показанный образец [7].

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способст-вует их интеллектуальному развитию.

2.3 Способы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Развитие осязательного чувства, как и развитие других чувств, достигает-ся путем упражнения. Ребенка надо учить различать поверхность, температуру и другие осязаемые признаки.

Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особен-ностями воспринимаемого объекта. При этом важно учитывать, что у слабови-дящих детей особенно сложно складываются зрительно-осязательные взаимо-связи, так как и в норме этот процесс еще окончательно не завершается. Так, дети еще не владеют планомерным осязательным обследованием из-за несфор-мированности осязательно-двигательных ориентировок на выделение вначале основных, а затем дополнительных деталей и признаков.

Суть способов осязательных и других видов ощущений заключается в обучении слабовидящих детей разработанным в соответствии со спецификой сенсорного развития познавательным действиям с чувственно познаваемыми свойствами вещей. Здесь уместно подчеркнуть роль установок, которые полу-чает ребенок в процессе чувственной ориентации. Система перцептивных об-следующих действий должна быть четко организована, и дети в процессе сис-тематической упражняемости органов чувств приобретают стереотипные, упо-рядоченные навыки чувственного познания действительности.

Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предме-ты и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения [9, c. 54].

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависи-мости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также со-держания занятия.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скорри-гированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисен-сорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять диф-ференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.

Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать мате-риал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобрази-тельного искусства и др.).

Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической дея-тельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки вос-приятия [17, c. 14].

Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы.

Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).

Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:

1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необхо-димы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а так-же развить их подвижность и гибкость.

2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов пред-метно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, лепка и др.).

По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овла-дения ими материала программы.

Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного воспри-ятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности [18, c 105].

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

• «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «зам-ке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукива-ют друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирую-щие ввертывание лампочки в патрон.

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжи-мают их:

Заключение:

Для слепого ребенка осязание — главный фактор для познания окру-жающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную ин-формацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предме-тов и их пространственном положении. Поэтому осязание при слепоте высту-пает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего. Совсем иначе выглядит слабовидящий ребенок, так как эти дети предпочитают зрительную ориентацию всем другим чувствованиям.

У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нару-шения скорости и ритма движений. Это проявляется и в недостаточном разви-тии предметно-практических действий из-за недостаточности организации мо-торных движений глаза и руки.

Наблюдения свидетельствуют, что у детей с нарушенным зрением отме-чается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки, замедленность и застревание на одной позе.

Данные положения получили подтверждения в наблюдениях за слабови-дящими детьми по анализу их осязательных представлений о форме, величине и структуре предметов.

Таким образом, проведя теоретическое исследование мы определили осо-бенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Похожие работы на данную тему