Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место ранее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Основные проявления неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. Этому часто сопутствуют нарушения психики, речи, зрения, слуха, что в итоге отражается на социально значимых навыках, таких как способность самостоятельно принимать пищу, одеваться, обучаться, получать профессию.
Гипотеза исследования:
- у детей с ДЦП, в ярде случаев, наблюдаются сложные речевые нарушения, которые можно скорректировать с помощью развития мелкой моторики рук.
- работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП будет эффективна, если она будет проводиться систематически, с учетом особенностей развития мелкой моторики детей с разными формами ДЦП, с использованием дидактической игры.
Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
На основании полученной информации, считаем, что наиболее перспективными задачами изучения, в контексте выбранной темы, являются:
- изучение теоретических основ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме развития мелкой моторики в онтогенезе;
- изучение проявлений нарушения мелкой моторики у детей с ДЦП;
- анализ методов диагностики мелкой моторики у детей.
- определение основных направлений развития мелкой моторики посредством дидактической игры.