Тематика данного эссе предполагает анализ нескольких аспектов образовательной деятельности. Для того чтобы ответить на ключевой вопрос данной работы, думается, вначале нам необходимо рассмотреть образовательную систему Финляндии и ее особенности, составляющие основное отличие от образования в России.
Индекс образования, именуемый на английском Education index, признан в Финляндии (с опорой на данные ООН и PISA) одним из самых высоких в сравнении с другими государствами. Необходимо отметить, что в 2012 г. Финляндия не снижает своего уровня в мировом рейтинге систем образования, и учебные навыки школьников этого государства позволяют ученикам занимать первые места среди учащихся других стран.
Этап, предшествующий началу обязательного образования, является первой ступенью учебного пути каждого ребенка. В Финляндии это называется предварительным начальным образованием, право на которое имеют все дети и пользуются им за год до начала школьного обучения, т.е. с 6 до 7 лет. Этот этап дети проходят при школе, в которой будут продолжать обучение, или в детском саду.
Следовательно, основываясь на анализе табличных данных, регистрирующих результаты PISA-2009, и на особенностях образовательной системы Финляндии, мы можем обозначить главные причины низкого уровня российских школьников по данному тесту:
1. Энциклопедические знания в ущерб практическому применению;
2. Низкий уровень работы с информацией;
3. Во главе угла российского образования стоят старшие классы;
4. Недостаточная работа психологов и социальных педагогов с отстающими и слабыми учащимися;
5. Невысокий статус учителя в России;
6. Слабая мотивация к обучению;
7. Слабая «социальная ответственность» вузов.
Заметим в заключение, что успех образования Финляндии обусловлен детально проработанной школьной политикой, всецело направленной на развитие личности ребенка, его социализацию и воспитание адекватного поведения. Логичным в такой ситуации является цель, которую современная Финляндия ставит перед собой: переход к обществу знаний и коммуникации. Достижение этой цели, безусловно, взаимосвязано с развитием личностной индепендетности – именно этим качеством отличаются финские школьники уже сегодня.