Человек в процессе своего развития – обучения, воспитания, взросления – проходит множество этапов. Человеческая психика при этом сталкивается с рядом сложностей, которые необходимо преодолевать.
Практически каждый сегодня уже слышал о так называемом «кризисе среднего возраста», «семилетнем кризисе брака» и пр. Однако, на наш взгляд, самым первым из наиболее сложных в социально-психологическом отношении периодов созревания личности, является время, когда ребенок делает первые сознательные шаги навстречу своему будущему. Речь идет о начале школьного обучения. «Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет».
В настоящей работе нами исследуется некоторые аспекты проблемы адаптации ребенка к обучению в школе. Нами обзорно описываются основные причины дезадаптированности младшего школьника, ключевые проблемные ситуации, препятствующие нормальному формированию ребенка на начальном этапе процесса школьного обучения. В ходе исследования мы обращались за разъяснением термина «адаптация» и рассмотрели составляющую данного понятия в аспекте педагогики. Конечной целью нашей работы является выявление направления деятельности педагога в процессе приобщения ребенка к школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы создать для ребенка максимально комфортные в психологическом, социальном и физиологическом отношении условия для повышения уровня адаптированности учащегося в новых условиях. Начиная с диагностики, учитель обязан способствовать дальнейшему корректному формированию полноценной личности с учетом физических и ментальных параметров, характерных для ребенка младшего школьного возраста. Следует не забывать мониторить ситуацию в семье учащегося. Внимательно относиться к взаимоотношениям между детьми в коллективе.
Настоящая работа не претендует на полное и всесторонне изучение и описание процесса адаптации детей в условиях школы ввиду сложности и многогранности данной проблемы, поэтому в работе использованы отдельные аспекты ее формирования: сущность и специфика адаптации учащихся в условиях начальной школы, пути и условия ее формирования.