Введение:
Здоровье ребенка (физическое и духовное), зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов и родителей – дать ребенку как можно больше естественных зна-ний для более точного выражения себя и своего поведения.
Гуманизация процесса образования выдвигает на первый план пробле-му изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в кор-рекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социали-зации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии (Н.Н. Ма-лофеев, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).
Изучение литературных данных по проблеме сенсорного воспитания детей позволяет сделать вывод о том, что в специальной литературе недоста-точно разработана методика работы по формированию специальных знаний, навыков и умений зрительного восприятия.
Актуальность развития зрительного восприятия обусловлена рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним отно-сятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцирован-ность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы мо-гут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предме-ты — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор по-зволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возмож-ность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, нахо-дящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процес-сов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точ-ность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного об-раза в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.
Важность и значимость зрительного восприятия для процесса общего развития ребенка определили тему нашей работы: «Дифференцированный и индивидуальный подходы в развитии зрительного восприятия у детей».
Цель работы: проанализировать реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в развитии зрительного восприятия у детей.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематиза-ция материала.
Глава 3:
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реаль-ные предметы и их изображения, более сложными — схематические изобра-жения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывает-ся в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот по-чему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педаго-гом).
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного воспри-ятия, основанные на принципах постепенного усложнения с применением индивидуального подхода к каждому ребенку:
— обследование отдельных объемных предметов с постепенно услож-няющимся строением;
— сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4), от-личающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
— узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
— обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с по-степенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
— сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
— сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4), раз-личающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
— сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
Заключение:
Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлек-сов на комплексные раздражители. Дифференцировка комплексных раздра-жителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференцировки, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением. Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих про-цессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непо-стоянство дифференцировок.
Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализированность восприятий и их большая эмоциональная насы-щенность. Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движу-щиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмо-циональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.
Значительные сдвиги в развитии зрительного восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми, при организации специальных занятий. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предме-тами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относи-тельно этих предметов. Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам.