1. Ограничение личных, политических прав и свобод человека и гражданина в условиях режима чрезвычайного положения
В Конституции РФ нет ни определения того, что такое чрезвычайный режим, ни целей его введения, ни оснований. Но оговорено, что это должно определяться соответствующим федеральным конституционным законом, что и было сделано в 2001 г., когда был принят ФКЗ «О чрезвычайном положении» .
Согласно данному закону, чрезвычайное положение определяется как «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий... отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» (ст. 1).
Основаниями введения чрезвычайного положения являются обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).
И закон указывает на две группы оснований (обстоятельств) – чрезвычайные ситуации социального характера и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и экологического характера. Как видно из определения чрезвычайного режима, ограничения прав и свобод человека является одним из компонентов введения подобных режимов, который позволяет достигнуть цель стабилизации правопорядка.
...................